Культурная коммуникация представляет собой процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков). Таким образом, каждая культура в процессе своего развития создает различные системы знаков, которые представляют собой форму ее существования (знак - это любой предмет, служащий заместителем, представителем другого предмета). Знаки являются средством кодирования культурной информации и способом ее трансляции.
В культурной коммуникации могут принимать участие индивиды, социальные группы, регионы, нации или страны. По характеру субъектов, участвующих в коммуникации, выделяют межличностную, личностно-групповую, групповую, межгрупповую, межкультурную коммуникацию. Особое место принадлежит массовой коммуникации - процессу трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).
|
|
Культурная коммуникация может иметь прямой (через непосредственные контакты между людьми) или косвенный (через воздействие средств массовой коммуникации, потребляемые товары, университеты, научные центры и т.д.) характер.
Язык как явление культуры. Языковая коммуникация.
В основе современной цивилизации лежит многообразие культур, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится прежде всего человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно важной информации. Однако человеческая речь является только одним из элементов языка, поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем языковой системы в целом.
Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить. Каждая наука в этой оценке обычно подчеркивает нечто свое. В культурологической литературе значение языка чаше всего сводится к следующим оценкам:
· зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
· кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, устной и письменной речи;
|
|
· носитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. Дети в процессе инкультурации, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают и обобщенный опыт предшествующих поколений;
· один из методов идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочения сведений о нем;
· способ адаптации человека в условиях окружающей среды;
· средство правильной оценки объектов, явлений и их соотношений;
· способ организации и координации человеческой деятельности;
· инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.
Таким образом, согласно культурологическому подходу, язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.
Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.
Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.
Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.
Функции коммуникации могут быть выделены только в исследовательских целях, поскольку в реальном процессе коммуникация предполагает «пересечение» функций и смену ролей адресанта и адресата. Коммуникация представляет собой непрерывное взаимодействие в процессе общения Функции сообщений и коммуникативных актов выделены следующим образом:
· предупреждение;
· совет;
· информация;
· убеждение;
· выражение мнения;
· развлечение.
Сюда можно добавить и такие функции: эмотивная, конативная, референтная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Считается, что количество функций носит условный характер.
М. М. Бахтин, утверждал, что обязательным признаком любого высказывания является его адресованность: без слушающего нет говорящего, без адресата нет адресанта. И второе: всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.
Идеи Бахтина развиты в концепциях Р. Барта, Ю. Кристевой, в мировой лингвистике, философии, литературоведении, в теории коммуникации.
Роллан Барт считал, что слово представляет собой лишь возможность значения – оно получает значение только в конкретном тексте. В свою очередь Юлия Кристева выдвинула и развила гипотезу о цитатной мозаичности всякого текста, согласно которой получатель сообщения становится его косвенным соавтором.
Каждый из видов коммуникации содержит цель, на которую направлена коммуникация. Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями.