Проблема чувства и долга (соотношение разума и страстей) в трагедии классицизма. П. Корнель «Сид»

Барочная драма и ее особенности на примере пьесы П. Кальдерона «Жизнь есть сон»

В европейском барокко складываются 2 течения – высокое и низовое. Элитарное барокко представляет театр Кальдерона, а низовое противопоставляет стиль комического бурлеска. Мир глазами художника барокко, это отсутствие гармонии и устойчивости, мир находится в состоянии перемен.

Черты барокко:

1)отражение мироощущения (жизнь переходящая, в ней правит случай)

2) В итоге гл. герой приходит к разумному и взвешенному решению. Разум и благородство- важные черты эпохи.

3) Многосложность мира, его противоречивость

4) Противостояние мира и человека, их дисгармония

5) Внутренний конфликт борение человека с самим собой

6) Мир – беспорядок, человек – игрушка в руках судьбы, жизнь человека – цепь случайностей и хаос.

7) Стремление преодолеть кризис, осмыслить высшую разумность

8) Демонстрация чувств героя, его глубочайшего страдания. Страдающий герой типичен.

9) Драматический конфликт представляет собой попытку героя постичь божественные предначертания

10) Барокко – ощущение иллюзорности жизни и недостоверности знаний

11) Важнейшая проблема – «быть и казаться»

Одной из черт барокко является смешение трагического и комического. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Широко используются символы, метафоры, театральные приемы. Для литературы б. характерны стремления к разнообразию, энциклопедизму, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, темой бренности, жизни-сновидения. Действие романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию. В поэзии процветает вычурность.

Кальдерон был создателем нового жанра- религиозно-философской драмы. Пьеса «Жизнь есть сон» считается наиболее значительной пьесой Кальдерона. В центре произведения конфликт между судьбой и догмой, человеком и природой.

В этой пьесе барочное мироощущение получило наиболее полное выражение. Эта пьеса состоит из 3 хорнад (действия), художественное время драмы состоит из 3 дней: в первый день происходит расстановка героев на конфликтных позициях, во 2 день происходит кульминация, а на 3 развязка. Эти 3 хорнады становятся 3 этапами взросления человеческой души.

1-й день мы видим Сехисмундо - человека, который мало чем отличается от зверя, он всю жизнь провел среди диких скал и ему знакомо лишь такое существование. После, вырванный из привычного существования, он проявляет себя как настоящий зверь. Власть 2-го дня открывает в нем самые худшие качества (эгоизм, похоть).

Проснувшись в темнице Сехисмундо делает вывод, что жизнь есть сон. В уста С. Кальдерон вкладывает основные христианские положения все времен и народов: «Мы здесь до пробуждения спим». Кроме вопроса бытия, здесь поднимается проблема судьбы и ее преодоления силой свободной воли. Король Басилио, испугавшись странных снов беременной жены, решает заточить сына в темницу, так обычный страх становится причиной формирования жестокости. Справиться со всем Сех. Удается после знакомства с жизнью. Так автор утверждает идею человечности в каждом из нас, главное, чтобы сам человек осознавал себя личностью.

Конкретно Кальдерон: стройная, продуманная композиция. Вершиной является пьеса Жизнь есть сон, где барочное мироощущение получило наиболее полное выражение. Кальдерон показывал трагические противоречия жизни человека, из которых нет выхода, за исключением обращения к богу. Жизнь изображается как мучительное страдание, любые земные блага призрачны, границы реального мира и сна размыты. Человеческие страсти бренны, и только осознание этой бренности и дает познание человеку.

Проблема чувства и долга (соотношение разума и страстей) в трагедии классицизма. П. Корнель «Сид»

Классицизму свойственна классификация по принципу бинарной оппозиции: высокое и низкое. Жесткий рационализм приводит к тому, что эти две составляющие существуют отдельно друг от друга (взаимодействие не предполагалось). Назначение литература классицисты видели прежде всего в том, чтобы создать у читателя непротиворечивое ощущение действительности, такая цель вела к созидательности, дидактизму. Конфликт в «Сиде» очень характерен драматургии классицизма: конфликт между общезначимыми ценностями и личностными. Здесь они представлены как разные ценности. Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

Родриго, страстно влюбленный в Химену, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной, графа Гормаса, который нанес оскорбление его отцу дону Диего. Родриго колеблется между любовью и долгом родовой чести, ему больно терять Химену, но в конце концов он выполняет свой сыновний долг. После смерти отца Химена не может в одночасье разлюбить Родриго и оказывается точно в такой же ситуации: ей предстоит сделать столь же мучительный выбор между любовью и дочерним долгом мести убийце отца, и, столь же идеальная героиня, как ее возлюбленный, Химена требует у короля смерти Родриго. Однако ночью Родриго возглавляет отряд, отражающий внезапное нападение мавров. Его патриотический подвиг и верная служба королю служат толчком к благополучной развязке. Король принимает решение о поединке между Родриго и защитником Химены доном Санчо: кто одержит верх в этом поединке, тот и получит руку Химены. Когда перед трепещущей в ожидании Хименой появляется дон Санчо — он послан к ней победившим его Родриго, — она, полагая, что Родриго убит, обнаруживает свои истинные чувства. После этого Химена вынуждена отказаться от мести за отца, и король назначает время их с Родриго свадьбы.

Сид в трагедии — тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе "Песнь о моем Сиде". Только взят другой эпизод из его жизни — история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса.

Фамильный долг мести — архаичный пережиток в системе ценностей становящегося буржуазного мира. С родовой местью медлил Гамлет, а герои Корнеля, полностью сознающие свой долг, решаются на месть, отказываясь от любви. Такое развитие конфликта воистину трагично и исключает возможность личного счастья. Однако Корнель находит сюжетное и психологическое разрешение конфликта, введя в пьесу еще одну, высшую градацию долга, перед которой равно умолкают и долг индивидуальной любви, и феодальный долг родовой чести. Этот высший долг — долг перед своим монархом, перед своей страной, который оценивается в пьесе как единственно истинный. Соблюдение этого высшего долга выводит Родриго из поля действия обычных норм, отныне он национальный герой, спаситель трона и отечества, король благодарен и обязан ему, поэтому все требования долга, действующие для простых людей, отменяются по отношению к нему государственной необходимостью. И этот моральный урок делает "Сида" показательным произведением ранней поры классицизма.

В пьесе нестрого соблюдены художественные правила классицизма. Им не соответствовал ни жанр трагикомедии, ни испанский средневековый сюжет. Расширенно истолкованные три единства: место действия меняется в пределах одного города, время действия Корнель растянул до 36 часов. Единство действия нарушено ролью инфанты, дочери короля, вдобавок ее любовь к Родриго, юноше не царской крови, оскробляла придворные нормы.

Шедевр Корнеля воссоздает не только трагическую коллизию, возникающую при столкновении личности с обычаями и нравственными представлениями феодального мира. В "Сиде" восславлены иные основы человеческого общежития, более широкие, чем кодекс чести и радение об интересах семьи. Как и многие его современники, Корнель был сторонником превращения Франции в единое могущественное государство, видя в служении его интересам высшую миссию сынов отчизны. Драматург показывает, что, пройдя через горнило войны, благородный юноша Родриго становится первым рыцарем Севильи. Отныне его могучая длань будет защищать Кастилию от захватчиков – мавров. Человек, "как все", сильный солидарностью с себе подобными, - таков герой трагедии "Сид". Поэтически воплощая в поведении Родриго - защитника Севильи - концепцию "государственного интереса", драматург наделяет своего героя высокими добродетелями: доблестью, самоотверженностью, великодушием, исполненной внутреннего достоинства простотой. Патетично проявляется суть его души в двух почитаемых французскими исследователями за ключевые сценах-объяснениях с Хименой, которой он предлагает свою жизнь как искупление за гибель ее отца. Поистине даже простое перечисление эпизодов наталкивает на мысль о продуманности, логической нацеленности композиции - две дуэли, два объяснения. К тому же герои постоянно анализируют собственные поступки и чувства. Аналитический пафос "Сида" сочетается с патетикой высоких чувств и сам по себе патетичен. Это относится, в частности, к трактовке образов королевских особ. В трагедии не раз повторено, что подданные обязаны повиноваться королю, уважать его, служить ему. Таковы были искренние убеждения драматурга. Однако его понимание "государственного интереса" отличалось от истолкования этого важного политического постулата в официальных кругах. В "Сиде" дон Фернандо, скорее, под стать доброму королю из народной сказки, мало озабоченному неограниченностью своей власти. В общечеловеческом смысле король и воин в этой сцене равны. Также многие считали, что в пьесе "лишним" персонажем является инфанта Уррака. Действительно, королевская дочь не имеет влияния на развитие событий. Ее роль можно определить как лирический комментарий к происходящему. Но ее чувства и речи глубоко содержательны. Любя Родриго, она скрывает и подавляет свою страсть, помня о своем высоком сане и одновременно сочувствуя влюбленным. Ее образ, как и образ дона Фернандо, позволяет думать, что автор "Сида" уверен в необходимости для царских особ следовать законам разума и справедливости. Эта чисто классицистическая концепция пройдет красной нитью через все последующее творчество драматурга. В "Сиде" политическая проблематика не выразилась в риторических пассажах и даже не являлась сюжетообразующим началом пьесы. Вмешательство короля лишь фиксирует узловые моменты судьбы героев, но, чем дальше, тем настойчивей его решения становятся высшей санкцией пафоса трагедии, с ее устремленностью к новому миропорядку, ломающему прежние мерила ценностей. Драматург тщательно следит, чтобы образы его главных героев были соответственны величию трагического конфликта и эпохальной значимости его решения. Он исключает из действия все бытовое, обыденное, ставит героев в экстремальные ситуации, требующие предельного напряжения душевных сил, выявляющие значительность их натур. В "Сиде", по сути дела, уже соблюдены основные требования к драматическому искусству, которое Корнель четко сформулирует много позже. Рисунок образов в "Сиде" вполне соответствует принципу "яркого и приподнятого изображения свойств", присущих и подобающих выведенному на сцену персонажу, независимо художественное воплощение. Но Корнель, как мы знаем, следуя канону, сохранял свободу его истолкования. Он изначально стремился сочетать принцип доминанты с изображением сложности человеческой натуры. В "Сиде" блистательно воплотились родовые черты корнелевской драматургии, начиная с пафоса пьесы, основанного на вере в возможность победы "доброго дела", и кончая лингвистической и стихотворной концепциями, согласно которым в трагедии "язык должен быть ясным, фигуры разнообразными и уместными, стихи легкими, приподнятыми над прозой, но чуждыми велеречивости, присущей эпической поэме, ибо те, кого поэт заставляет говорить, не являются поэтами.

“Основной трагический конфликт строится на столкновении личного чувства – страстной любви Родриго и Химены - с долгом, “сверхличным” началом. Таким “сверхличным” началом представляется им обоим защита фамильной чести: мстя за оскорбление – пощечину, нанесенную дряхлому старику-отцу, Родриго убивает на поединке отца своей возлюбленной. В свою очередь Химена, соблюдает дочерний долг, требует от короля казни Родриго” - пишет Н.А. Сигал, автор книги о Пьере Корнеле.

Оба, Родриго и Химена, страдают и мучаются, они постоянно сомневаются и не знают что сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: