Пролог на небесах» - завязка сюжет «Фауста» Гете

В название трагедии вынесено имя главного героя Фауста. Уже в первом монологе он многое рассказывает о себе. Фауст - ученый, который познал тайны многих наук, вник в юриспруденцию и даже богословие. Однако главных тайн бытия герой так и не познал – и это гнетет его душу. Фауст поддает все накопленные знания критике, называет себя «дураком». Но так же говорит, что, будучи дураком, он все же умнее большинства современных ему ученых.

Чтобы вникнуть в суть всех вещей, герой принимает дерзкое решение – обратиться к духам. Так совпадает, что одновременно на небесах заключается сделка на его душу.

Завязка трагедии «Фауст» находится в «Прологе на небесах». Действующие лица здесь – Господь, его архангелы и Мефистофель. Автор трактует эти образы вольнодумно в стиле эпохи Просвещения. Поэтому эта часть трагедии больше всего поддавалась критике со стороны церкви.

Отношение Господа к Мефистофелю благодушно-терпимое, он не чувствует к нему вражды. Такое отношение вызывало протест у «благочестивой» публики.

Да и сам образ Мефистофеля у Гете во многом отличается от привычного представления духа противоречия. В то время, как ангелы докладывали о гармонии на Земле, именно Мефистофель обращает общее внимание на «мучения человека». А значит, настоящей гармонии в мире все же нет.

Однако горькая ирония духа противоречия о жалкой человеческой участи не является настоящим сочувствием. Мефистофель – гений зла, а его человеколюбие – это лишь игра.

По мнению духа противоречия, человек страдает из-за того, что наделен «крупицей разума». Именно она толкает его на поиски истины, однако малая мощь разума не позволяет ее отыскать. Больше того, именно небольшая искра разума делает человека «скотиной из скотов». Другими словами – человек совершает плохие поступки, потому что имеет интеллект. Но этот интеллект очень ограничен и служит лишь для удовлетворения человеческих желаний.

Такие нелестные отзывы о разуме человека автор вводит в трагедию под впечатлением дебатов, которые велись в среде реакционного дворянства. Таким образом, в «Прологе на небесах» ставится один из главных вопросов: на что же способен разум человека?

Объектом спора в этой части становится необычный ученый по имени Фауст. Светлые силы верят, что он сможет пройти испытания соблазнами и отыскать истину, а темная сила уверена, что Фауст – всего лишь жалкий человек, который не способен сохранить свою душу.

Пролог на небесах. Объясняется идейный замысел произведения. Действующие лица – библейские герои. Это Бог, хор архангелов. Эту небесную гармонию нарушает Мефистофель. Меф. Поднимает тему страданий человека, но это не спор о человеке вообще, а спор о человеческом разуме. Мефистофель считает, что разум заводит человека в тупик. Без разума человеку жить спокойнее и проще. Его оппонент – Бог, который считает, что разум – это лучшее, что есть у человека. Этот спор решается своеобразным экспериментом, объектом которого является Фауст.

Мефистофель у Гете не только сила зла, напротив он представляет собой критическую мысль, деятельное начала, идея непрекращающегося движения вперед, и обновление через него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: