Автобиографический характер рассказа

В. П. АСТАФЬЕВ. «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ».

Цель: познакомиться с автобиографическим характером рассказа. Развивать представления о герое-повествователе. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

          

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа.

Беседа с элементами комментированного чтения.

     - В какое время и где происходят события в рассказе? (Из текста мы узнаём, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка).

    - Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?     (Мы узнаём о трудной, полной лишений жизни деревни).

       - Какие детали указывают на бедность жителей деревни?   (В деревне единственный, кто может принять постороннего человека у себя в доме – Илья Иванович Чехов, у которого гостя могут хорошо накормить, водочкой городской угостить, книжку из шкафа достанут почитать, да и спать на мягком уложат. Детям, чтобы их сфотографировать, женщины собирают по всему селу у соседей да у родственников шубёнки, телогрейки, но и в этом случае дети выглядят бедновато).

      - Чем же по-настоящему богата жизнь деревенских жителей?                            (Комментированное чтение текста – от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму…» до «… порадовать людей надеждами на близкое лето»).

         Вот они, радости деревни, - народные приметы, для мальчика же – «Какая тоска!» Но и он приобщается к постижению смысла жизни. «Люблю я смотреть на оживающие цветы». Ход жизни, течение времени ничто не может остановить, а потому, как только «на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице», бабушка достанет из подполья чугунок, из которого через 3-4 дня «из тёмной нежилой земли проткнутся побеги». А ещё есть мечта у мальчишки – подкараулить то мгновенье, миг свершающегося таинства – расцветания. И уже улыбается ему яркогубый цветок. Умение чувствовать, говорить по душам с цветами, природой – вот что характеризует не только бабушку, но и других жителей деревни).

       - Как воспринимают жители деревни приезд фотографа?        

    - Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?

    - Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь?      (Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят «как полагается, хорошо снимал». Проявление человеческой заботы – естественное состояние деревенских людей, чему примеров в рассказе достаточно: и помощь семье учителя, дрова, оставленные у его дома, желание накормить гостя всем, что есть вкусного в доме. Деревня живёт одной дружной семьёй).

       - Как характеризует ребят их поведение? Представьте, что вы Витя, и попробуйте рассказать эту историю от его лица.         

        («Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Решили садиться следующим образом: хорошие ученики – впереди, средние – в середине, плохие – назад, где их, может быть, будет и не разглядеть. Поняв, что Витя с Санькой явно попадут на задние ряды, они полезли в драку, а затем ушли кататься на обрыв, гикая, ругаясь, почти на погибель несутся они с горы, так захлестнула их обида. Но обида не лучший советчик в таком деле).

     - Прочитайте, какой оказалась «расплата за отчаянный поступок»?                   (Чтение от слов «… у меня заболели ноги…» до «Спи, пташка малая…»). Всю ночь провозилась с ним бабушка: сначала ругает, потом же – только жалеет. Среди ночи поднимает она деда – топить баню. К утру боль отступает и Витя засыпает.

         - Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии? Представьте, что вы Санька, и передайте рассказ от его лица.           (Витя не смог идти, а Санька, который долго уговаривал бабушку отпустить друга, поняв, что Витя и шагу ступить не может, сам отказывается фотографироваться. Нелегко ему даётся это решение. Он чувствует свою вину, ведь с горы катались они с Витей вместе).

                                          

Работа над образом бабушки.

        Центральным образом всей книги является образ бабушки. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В.Астафьев объясняет так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта»…

       Перед читателем встаёт правдивый портрет старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство через житейские передряги и исторические перевалы, выпавшие на долю нашему народу (вместе с дедом они были раскулачены и сосланы, у неё погибла дочь (мать Вити), сын отправлялся на заработки, но чаще пропивал всё и возвращался ни с чем). Память писателя и его воображение вызвали к жизни и внешний облик, и отчётливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то ворчливый, то напевный. Астафьев мастерски сохранил в литературном произведении непринуждённость живых интонаций народной русской речи, передал пестроту живого, ничем не стеснённого словаря человека, без смущения и оглядки черпающего словарные краски для выражения своих вдохновенных чувств.

          - Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте её речевую характеристику. Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно?                (Автору дорого в ней всё, в том числе и её речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно своё детское восприятие бабушки, оживляет его. Наверное, он хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека). 

       - Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?

(Она научила его жить по совести. Рядом с ними живёт многочисленное семейство Левонтия, в доме у них вместо стёкол – фанерка прибита, где тряпками заткнуто, в одной створке торчит красным пузом подушка. В этой семье нет взаимопонимания: дети не ухожены, грязны, вечно голодны (за исключением дня получки), у них нет моральных запретов, они обманывают, крадут, жадничают. Не такое воспитание получил Витя: он не может обманывать бабушку, он добр и отзывчив. Её трудолюбием, оптимизмом, верой в лучшее покорён внук.

                                  Работа над образом учителя.

     - Кто навестил героя во время болезни?   (Учитель)

         - Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

(Это были ещё молодые муж и жена, приехавшие в деревню учить детей в начальной школе. Жили они в одной половине дряхленького домишка, причём настолько бедно, что даже фотографа на ночь оставить у себя не могут).

          - Что они сделали для односельчан? Могли ли они этого не делать?

           - Как относились к учителям в деревне?             (От слов «»Уважение к нашему учителю…» до «..,в гулянке народ выпивкой их не неволит…»)

           - Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?                   (Он стал водить их в лес, рассказывать обо всём, что знал. Но и дети могли научить его многому, ведь они родились в этих местах, а значит, многое знали лучше учителя, приехавшего из города.

            - С какой целью автор вводит эпизод со змеёй?                (Эта история показывает, что учитель был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи. И вообще их жизнь можно назвать подвигом: они приехали в глубокую сибирскую деревню из города, они молоды, у них маленький больной ребёнок, но они не побоялись трудностей (нечем топить зимой, некому присматривать за ребёнком, не хватает денег, чтобы кормить ребёнка, подшить валенки, а на магарыч учитель не жалеет денег, ведь скамейки и столы нужны детям, чтобы не писали дети на подоконниках). 

              - Почему рассказчик не забыл ни лица, ни человека до конца жизни?  

(От слов «Прошли годы»» и до конца абзаца. –«А ещё улыбка!» - Учитель и учительница смогли жить жизнью народа, потому и «растворились», как пишет Астафьев, в его памяти).

                                            Итог работы.

             Итак, заканчивая работу над рассказом, давайте подумаем, какие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далёкие годы своего детства?                                                                     

            - Чем особенно дорого автору ушедшее время?      (Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях).   

               - Что из запомнившегося автор считает самым важным и стремится донести до читателя?                      (Второй раз он рассматривает фотографию взрослым человеком и видит всё те же лица, но мысли у него сейчас другие: о свойствах человеческой памяти и шире – о памяти исторической. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своеобычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния).

                 - Каким предстаёт перед читателями лирический герой В.Астафьева?

 (Благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память – способ постижения многотрудной жизни людей).

                                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: