Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются с речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким образом этот совет философа соотносится с принципом гармоничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится с этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

 

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому, что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его правоту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается. Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том, что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

(Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

 Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

 

Ответ (в форме тезисов):

 1. Я считаю, что совет философа Б. Паскаля напрямую соотносится с принципом гармоничности общения. Этот принцип предусматривает собой комфортное общение, при котором возникает ощущение полного взаимопонимания между участниками речевого взаимодействия. Гармоничное общение – редкость, но это эталон, к достижению которого нужно стремиться. Для того, чтобы достигнуть желаемого результата, как раз-таки необходимо придерживаться рекомендаций Паскаля. Так как для достижения взаимопонимания между участниками, необходимо принимать разные стороны речевого общения.

2. Нельзя не согласиться с тем, что совет философа так же напрямую связан с этическими и коммуникативными нормами в целом, так как их основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Для того, чтобы общение было комфортным, приятным и вежливым, необходимо опять-таки придерживаться рекомендаций Паскаля, ведь важно уметь показать собеседнику о наличии других сторон того или иного речевого процесса, то есть показать разумную точку зрения с каждой стороны, так как не бывает неправильного мнения. Но важно помнить, что речевое общение бывает разным, поэтому в обратном случае, необходимо принимать не только свою точку зрения и сторону, но и сторону собеседника.

3. Я считаю, что данные советы философского характера актуальны и в наши дни. На данном этапе развития, речевое общение может протекать разным способом и в разном стиле, но это совсем не значит, что коммуникативные нормы утратили свою актуально. Подобные рекомендации помогают развить в человеке воспитанность, вежливость и чуткость, а это – важный компонент любого общения. Теи более, если вы хотите донести до собеседника ту или иную вещь, вы должны быть корректны, вежливы и сдержаны.

 

Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логичности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи и при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы, главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

6. Каждому высказыванию и каждой мысли автора характерна корректная, четкая и понятная формулировка.

7. Для соблюдения логичности текста необходимо использовать смысловые и синтаксические средства языка для связной организации речи.

8. Логичность текста должна основываться на правильно приведенных терминах, понятиях, суждениях. То есть, аргументация тех или иных высказываний уместна.

9. Текст должен иметь композиционную стройность (вступление, основная часть, заключение).

 

 

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении принято называют коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

 

К ним могут относиться:

 

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физическим состоянием, из-за которых он теряет способность адекватно воспринимать речь;

 

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отношениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обусловлены ощущением известности и/или излишней легкости (трудности) воспринимаемой информации.

Для тех людей, у которых приоритетным является зрительный канал получения информации, трудности понимания могут быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

Проблемные вопросы:

Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров? С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Я считаю, что о возникновении затруднений между партнерами должны заявлять оба коммуниканта, так как среди коммуникантов есть лидеры, но нет доминанта, который мог бы управлять общением по своей воле. При образовании коммуникативных барьеров, необходимо обозначить проблему, ведь если кто-то будет умалчивать, в результате просто не получится эффективного, приятного и целесообразного речевого процесса. Но так же, я считаю, что не всегда эти затруднения подлежат о предупреждении одного из коммуникантов, так как бывают случаи, в которых оба собеседника прекрасно понимают проблему, но не говорят о ней, дабы не обидеть одного из партнеров речевого общения (например, если один из собеседников плохо понимает другого, потому что у него плохая речь, дикция или произношение, связанные с теми или иными вескими причинами).

 

Чаще всего, на мой взгляд, я сталкиваюсь с таким коммуникативным барьером, как неконкретность и неточность речи. Я считаю, что это наиболее часто встречаемая проблема, в связи с которой появляются конфликтные ситуации, недопонимания между людьми и неправильные действия или решения той или иной ситуации.

 

Преодоление подобного рода затруднения необходимо во избежание конфликтных ситуаций и недопониманий между людьми, поэтому, во-первых, нужно следить за своей речью и стараться выражаться конкретно, корректно, точно и понятно. Во-вторых, если уж возникли затруднения между собеседниками, нужно разобраться, с чем они были связаны и попытаться решить этот вопрос мирным путем. Например, уточнить ту или иную информацию, разобраться с тем или иным источником информации, расставить логику высказываний и.т.д.

 

Я считаю, что барьеры общения тесно связаны с нормами речи. Так как именно нормы речи помогают избежать возникновения затруднений в общении. Благодаря нормам, человек учится выражать свои мысли правильно и точно, соблюдать правила и нормы литературного языка, логичность выстраивать свои суждения. Мы понимаем, что если человек говорит правильно, красиво, доступно, то и речевых барьеров в процессе общения возникает гораздо меньше.

 

Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.

Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения.

Я полностью согласна с тем, что каждый коммуникант зачастую несет разный вклад в эффективность и результативность речевого общения. Поэтому, я думаю, что коммуникативный лидер присутствует в каждом кругу общения (иногда при наличии большого круга общения лидеров выявляется несколько). Коммуникативный лидер, несомненно, берет на себя ответственность за руководство общения, его процесс и результат. Лидер – это тот человек, который не только задает тему, ведет рассуждение по заданной теме, обсуждает проблемные вопросы, но и берет на себя ответственность за результат той или ной дискуссии, то есть он в праве сделать выводы, повернуть ситуацию в ту или иную сторону, принять должностное решение и привести речевой процесс к тому или иному исходу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: