Тема «Поэзия второй половины XX века (Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий)
Авторская песня поэтов-бардов.
Вступление.
Во второй половине XX века слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами – бардами.
Рождение жанра песни - рассказа, песни - исповеди, песни, в которой поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером Он «выпевал», выговаривал свои стихи. Первыми среди поэтов - бардов были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий
Рассказ о творчестве Б. Окуджавы.
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты». Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит к названию музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф «Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики», «Король», «Молитва Франсуа Вийона».
|
|
Прочитаем стихотворения Б.Окуджавы
А) «До свидания, мальчики»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите, и все-таки.
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые.
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
|
|
Б) «Арбатский дворик»
…А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
и я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
для дальних дорог не прошу,
но маленький дворик арбатский
с собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном
лежит в уголке небольшой,
не слывший, как я, безупречным
тот двор с человечьей душой.
Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно еще? Ничего.
Я руки озябшие грею
о теплые камни его.
Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические,
4. Рассказ о творчестве В.С.Высоцкого.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно - строительный институт, из которого уходит через год.
1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.
1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.
С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.
Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.
Высоцкий снимался в кинофильмах:
«Вертикаль»,
«Хозяин тайги»,
Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,
«Место встречи изменить нельзя»,
«Опасные гастроли»,
«Служили 2 товарища».
25 июля 1980 года В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.
Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, «голосом которого кричало Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное.
Каждую «роль», сочиненную в песне, автор проживал, пропускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил.
Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.
Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.
Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.
Прочитаем стихотворения Высоцкого
А) «Аисты»
Небо этого дня ясное,
Но теперь в нем броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит,
И деревья в смоле, — грустно им.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.
Колос — в цвет янтаря, успеем ли?
Нет! Выходит, мы зря сеяли.
Что ж там цветом в янтарь светится?
Это в поле пожар мечется.
Разбрелись все от бед в стороны.
Певчих птиц больше нет — вороны.
И деревья в пыли — к осени,
Те, что песни могли, — бросили.
И любовь не для нас. Верно ведь?
Что нужнее сейчас? Ненависть.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.
Лес шумит, как всегда, кронами,
А земля и вода — стонами.
Но нельзя без чудес — аукает
Довоенными лес звуками.
Побрели все от бед на Восток,
|
|
Певчих птиц больше нет, нет аистов.
Воздух звуки хранит разные,
Но теперь в нем гремит, лязгает.
Даже цокот копыт — топотом,
Если кто закричит — шепотом.
Побрели все от бед на Восток,
И над крышами нет аистов.
Б) «Он не вернулся из боя»
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить!
— А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
6. Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга - воспоминания Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского «На смерть Высоцкого».
Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.
На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Русская поэзия и проза XX века»