Импрессионизм в лирике А. Фета

Для Фета важны переходы от вещественного к духовному, от внешнего к внутреннему, что есть главный принцип романтической лирики в целом. Исследование ассоциаций, кот соединяют текст, который у Фета очень сжат и ёмок. Он очень любит цветовые ассоциации, трепетен к звуку: «На кресле отваляясь, гляжу на потолок…» Всю лирику Фета с точки зрения творческого метода объединяет импрессионизм. Импрессионизм – направление в искусстве конца19-начала 20вв, сложившееся во французской живописи в 60-70е годы. Ему свойственно:- отражение красоты повседневной действительности;- изображение человека в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством красок (пастельные тона, полутона, оттенки);- фрагментарность композиции, или принцип кадра.

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) – направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

(Демонстрируются репродукции картин художников-импрессионистов)

  «Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не складывается в цельную картину, а фиксируется обрывками». (Работа с эпиграфом)

 У Фета это выражается в принципе безглагольности Шёпот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…»);- главное – это передача мимолетных впечатлений, прекрасных мгновений; через единичное, фрагментарное и мгновенное поэт стремится раскрыть вечное.

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства.

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут. Музыкальность поэзии А. Фета

 Поэзия Фета – пример гармонии и мелодики. Она – составляющая часть красоты этого мира. Все исследователи говорят о музыкальности Фета. В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил». Фету важен подбор звуков, ритм, мелодика. Даже тема порой развивается как в музыкальном произведении переплетением повторяющихся мотивов. Субъективен принцип словоупотребления. Фет намеренно стирает грань между внешним миром и духовной жизнью. Эпитеты «тающая скрипка», «звонкий сад». Часто теряется граница между прямым и переносным значениями.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»:

             Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

             Лучи у наших ног в гостиной без огней.

             Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

               Как и сердца у нас за песнию твоей.

Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии».

 

Итог:

 

Краткая хроника жизни и творчества Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

1820 год, 23 ноября (5 декабря)– родился в имении Новоселки Орловской губернии

 

1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства

 

1835-1837 годы – учёба в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония)

 

1838-1844 годы – учился в Московском университете на словесном отделении

 

1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»

 

1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России

 

1846 год – получил офицерский чин

 

1848 год – знакомство с Марией Лазич

 

1850 год – гибель Марии при загадочных обстоятельствах, вышел второй сборник стихов «Стихотворения»

 

1853 год – перешел на службу в гвардейский полк

 

1856 год – вышел третий сборник стихов

 

1857 год – обвенчался с Марией Петровной Боткиной

 

1858 год – вышел в отставку

 

1859 год – разрыв с журналом «Современник»

 

1860 год – покупает имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии

 

1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений

 

1867 год – избран мировым судьей на 10 лет

 

1873 год – Александр II вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин

 

1877 год – покупает имение Воробьёвка Курской губернии

 

1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»

 

1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа, похоронен в с.Клеймёново Мценского уезда в родовом склепе Шеншиных

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: