Административная ответственность за коррупционные правонарушения

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является одним из важнейших элементов в механизме противодействия коррупции.

Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления. Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии.

Под административным правонарушением коррупционной направленности понимается действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленно либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.

Основания наложения административной ответственности определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), при этом законодательство не дает понятия административных правонарушений коррупционной направленности и не определяет, какие именно правонарушения, могут быть отнесены к числу коррупционных. Исключение составляют лишь ст. 19.28 и ст.19.29 КоАП РФ, которые были введены в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции[12] и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

Элементами коррупционных составов в КоАП РФ являются:

· подкуп;

· использования служебного положения;

· нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции.

Указанные критерии административных правонарушений коррупционной направленности, дают возможность выделить 11 статей, предусмотренных КоАП РФ:

ст. 5.16 Подкуп избирателей участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах;

ст. 5.18 Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

ст. 5.19 Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума;

ст. 5.20 Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам;

ст. 5.45 Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума;

ст. 14.9 Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

ст. 14.35 Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;

ст. 15.14 Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

ст. 15.21 Использование служебной информации на рынке ценных бумаг;

ст. 19.28 Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

ст. 19.29 Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Однако, отнесение вышеперечисленных составов административных правонарушений к числу коррупционных в большинстве случаев условно. Следует учитывать, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, а лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ. Поскольку установление мотива в квалификации административных правонарушений роли не играет, достижение точности в вопросе отнесения того или иного правонарушения к числу коррупционных весьма проблематично.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения

 

Лица, совершившие коррупционные правонарушения могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, что основано на конституционной норме: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52 и ст. 53 Конституции РФ.

Как уже было определено ранее, основной целью коррупционеров является получение благ материального характера. В Гражданском кодексе РФ имеются две главы, определяющие важное значение в ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Это гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» и глава 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения».

Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: