Фонетико-фонематическое недоразвитие

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Логопедия»

Группа СДО -16

Дата проведения: 07.05.2020г.

Время проведения: 09.30– 10.30; 11.00–12.00

Количество часов:  4

 

Тема занятия: «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи»

Цель занятия: актуализировать знания и представления о направлениях, содержании, методах и приемах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста; формировать умение отбирать и систематизировать игры и упражнения по преодолению нарушений фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. 

Содержание работы (самостоятельное изучение):

1. Сущность понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Характеристика речи детей.

2. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи. Периодизация общего недоразвития речи.

3. Обследование детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Речевые карты.

4. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного и школьного возраста.

5. Методика коррекционно-педагогической работы с детьми с  общим недоразвитием речи.

Индивидуальные задания:

1. Составить речевую карту обследования детей, имеющих ФФНР и ОНР.

2. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, фонемного анализа и синтеза) у дошкольников с речевыми нарушениями (в виде презентации).

3. Составить сводную таблицу «Уровни ОНР»:

  1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Звукопроизношение        
Фонематические процессы        
Лексическая сторона речи        
Морфологические средства        
Грамматическая сторона речи        
Синтаксис        

4. Составьте таблицу, отражающую основные отличительные характеристики ОНР и ФФНР (параметры сравнения определите самостоятельно).

5.Ответить на вопросы и выбрать правильные ответы (Приложение 1)

Литература

1. Белянин, В.П. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учебник / В.П. Белянин. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 415 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/89868

2. Бурина, Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приемы: учебное пособие / Е. Д. Бурина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 192 с. — ISBN 978-5-9925-1084-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97818

3. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624

4. Ланина, Е.М. История логопедии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.М. Ланина. — Электрон. дан. — Кемерово: КемГУ, 2014. — 94 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/61392

5. ЛОГОПЕДИЯ: Учебник / Ред. Л. С. Волкова, Ред. С. Н. Шаховская. - 5-е издание. - М.: Владос, 2004. - 680 с

6. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]:. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 176 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44271 — Загл. с экрана

7. Смирнова, И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник: учебное пособие / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97792

8. Смирнова, И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.А. Смирнова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97792

9. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т.Н. Ушакова. — Электрон. дан. — Москва:, 2011. — 524с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/108884

10. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]: научное издание / Л.В. Щерба; АН СССР. Отд. литературы и языка, Комиссия по истории филологич. наук. - Л.: Наука, 1974. - 428 с.

 

Приложение 1

Ответить на вопросы и выбрать правильные ответы

(могут быть несколько вариантов ответов)

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

Задание 1. Под фонетической стороной речи понимают:

а) произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов

речедвигательного аппарата;

б) способность различать и дифференцировать фонемы родного языка;

в) согласованную работу речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Задание 2. Под фонематической стороной речи понимают:

а) произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата;

б) способность различать и дифференцировать фонемы родного языка;

в) согласованную работу речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Задание 3. Под фонетико-фонематическим недоразвитием в современной логопедии понимаются:

а) сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы;

б) сложные речевые расстройства, относящиеся к звуковой стороне при нормальном слухе и интеллекте;

в) сложные речевые расстройства вследствие дефектов восприятия и произношения.

Задание 4. При обследовании фонематического восприятия отмечается:

а) темп, громкость, выразительность, четкость речи;

б) умение определять наличие заданного звука в слове;

в) умение выделять ударный гласный в начале слова.

Задание 5. На каком этапе работы над звуком происходит выработка динамического стереотипа:

1. подготовительный этап;

2. постановка звука;

3. автоматизация звука;

4. дифференциация звуков

5. формирование коммуникативных умений.

 

Задание 6. В какой классификации речевых нарушений выделяют фонетико-фонематическое недоразвитие? _____________________________________________________.

 

Задание 7. Тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем – это ________________________ слух.

Задание 8. Вариант нарушения звукопроизношения, предрасполагающий к нарушению фонетического слуха – это _________________________.

Задание 9. При обследовании фонематического восприятия отмечается:

а) звукопроизношение, сохранность слоговой структуры;

б) умение выделять слова с данным звуком из ряда других слов;

в) умение выделять конечный и начальный согласный, ударный конечный гласный.

Задание 10. При обследовании произносительной стороны речи ребенкаотмечается:

а) темп, громкость, выразительность, четкость речи;

б) умение определять наличие заданного звука в слове;

в) умение выделять ударный гласный в начале слова.

Задание 11. При обследовании произносительной стороны речи ребенка

отмечается:

а) звукопроизношение;

б) умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов;

в) умение выделять конечный и начальный согласный.

Задание 12. Установите соответствие

Понятие. Определение.
1. Фонетический слух. А. Тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем.
2. Фонематический слух. Б. Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
3. Фонематическое восприятие. В. Тонкий слух, осуществляющий различение нормированного звучания от искаженного аналога.
4. Речевой слух. Г. Совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет прием и оценку чужой речи, контроль за собственной речью.

 

Задание 13. При обследовании произносительной стороны речи ребенка

отмечается:

а) сохранность слоговой структуры;

б) умение определять наличие заданного звука в слове;

в) умение выделять ударный конечный гласный.

Задание 14. При проверке готовности ребенка к полному фонемному

анализу отмечается:

а) состояние звукопроизношения;

б) умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов;

в) умение выделять конечный и начальный согласный.

Задание 15. Установите соответствие

Форма нарушения звукопроизношения. Характеристика.
1. Замена. А. Ребенок пропускает звук в употребляемых языковых единицах.
2. Смешение. Б. Используется аномальное звучание звука, не характерное для фонетической системы родного языка.
3. Искажение. В. Вместо одного звука используется другой, как правило, более простой по артикуляции.
4. Отсутствие. Г. Близкие по звучанию или по артикуляции звуки недостаточно дифференцированы: как вместо первого звука может произноситься второй, так и наоборот, вместо второго- первый.

 

Задание 16. Последовательность этапов работы над звуком:

1. формирование коммуникативных умений;

2. дифференциация;

3. автоматизация;

4. постановка;

5. подготовительный.

Задание 17. Какова последовательность указанных видов работы по развитию фонематического анализа:

1. определить количество звуков в словах: шум, мышь, шар;

2. определить наличие звука [ ш ] в словах;

3. определить количество звуков в словах: крыша, шкаф, штора;

4. придумать слова с 5 звуками.

Задание 18. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

1. определить, какой по счету звук [ с ] в словах;

2. определить место звука [ с ] в словах (начало, конец, середина);

3. определить наличие звука [ с ] в словах;

4. придумать слово с 5 звуками, начинающихся со звука [ с ].

Задание 19. Последовательность этапов работы по развитию фонематического восприятия:

1. узнавание неречевых звуков;

2. развитие навыков элементарного звукового анализа;

3. дифференциация фонем;

4. дифференциация слогов;

5. различение слов, близких по звуковому составу;

6. различение высоты, силы и тембра голоса.

 

Задание 20. При проверке готовности ребенка к полному фонемному анализу отмечается:

а) сохранность слоговой структуры;

б) умение определять наличие заданного звука в слове;

в) умение выделять ударный конечный гласный.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: