ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Логопедия»
Группа СДО -16
Дата проведения: 07.05.2020г.
Время проведения: 09.30– 10.30; 11.00–12.00
Количество часов: 4
Тема занятия: «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи»
Цель занятия: актуализировать знания и представления о направлениях, содержании, методах и приемах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста; формировать умение отбирать и систематизировать игры и упражнения по преодолению нарушений фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Содержание работы (самостоятельное изучение):
1. Сущность понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Характеристика речи детей.
2. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи. Периодизация общего недоразвития речи.
3. Обследование детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Речевые карты.
4. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного и школьного возраста.
|
|
5. Методика коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Индивидуальные задания:
1. Составить речевую карту обследования детей, имеющих ФФНР и ОНР.
2. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, фонемного анализа и синтеза) у дошкольников с речевыми нарушениями (в виде презентации).
3. Составить сводную таблицу «Уровни ОНР»:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | |
Звукопроизношение | ||||
Фонематические процессы | ||||
Лексическая сторона речи | ||||
Морфологические средства | ||||
Грамматическая сторона речи | ||||
Синтаксис |
4. Составьте таблицу, отражающую основные отличительные характеристики ОНР и ФФНР (параметры сравнения определите самостоятельно).
5.Ответить на вопросы и выбрать правильные ответы (Приложение 1)
Литература
1. Белянин, В.П. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учебник / В.П. Белянин. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 415 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/89868
2. Бурина, Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приемы: учебное пособие / Е. Д. Бурина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 192 с. — ISBN 978-5-9925-1084-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97818
3. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624
|
|
4. Ланина, Е.М. История логопедии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.М. Ланина. — Электрон. дан. — Кемерово: КемГУ, 2014. — 94 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/61392
5. ЛОГОПЕДИЯ: Учебник / Ред. Л. С. Волкова, Ред. С. Н. Шаховская. - 5-е издание. - М.: Владос, 2004. - 680 с
6. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]:. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 176 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44271 — Загл. с экрана
7. Смирнова, И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник: учебное пособие / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97792
8. Смирнова, И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.А. Смирнова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97792
9. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т.Н. Ушакова. — Электрон. дан. — Москва:, 2011. — 524с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/108884
10. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]: научное издание / Л.В. Щерба; АН СССР. Отд. литературы и языка, Комиссия по истории филологич. наук. - Л.: Наука, 1974. - 428 с.
Приложение 1
Ответить на вопросы и выбрать правильные ответы
(могут быть несколько вариантов ответов)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
Задание 1. Под фонетической стороной речи понимают:
а) произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов
речедвигательного аппарата;
б) способность различать и дифференцировать фонемы родного языка;
в) согласованную работу речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Задание 2. Под фонематической стороной речи понимают:
а) произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата;
б) способность различать и дифференцировать фонемы родного языка;
в) согласованную работу речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Задание 3. Под фонетико-фонематическим недоразвитием в современной логопедии понимаются:
а) сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы;
б) сложные речевые расстройства, относящиеся к звуковой стороне при нормальном слухе и интеллекте;
в) сложные речевые расстройства вследствие дефектов восприятия и произношения.
Задание 4. При обследовании фонематического восприятия отмечается:
а) темп, громкость, выразительность, четкость речи;
б) умение определять наличие заданного звука в слове;
в) умение выделять ударный гласный в начале слова.
Задание 5. На каком этапе работы над звуком происходит выработка динамического стереотипа:
1. подготовительный этап;
2. постановка звука;
3. автоматизация звука;
4. дифференциация звуков
5. формирование коммуникативных умений.
Задание 6. В какой классификации речевых нарушений выделяют фонетико-фонематическое недоразвитие? _____________________________________________________.
Задание 7. Тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем – это ________________________ слух.
Задание 8. Вариант нарушения звукопроизношения, предрасполагающий к нарушению фонетического слуха – это _________________________.
Задание 9. При обследовании фонематического восприятия отмечается:
а) звукопроизношение, сохранность слоговой структуры;
б) умение выделять слова с данным звуком из ряда других слов;
в) умение выделять конечный и начальный согласный, ударный конечный гласный.
Задание 10. При обследовании произносительной стороны речи ребенкаотмечается:
|
|
а) темп, громкость, выразительность, четкость речи;
б) умение определять наличие заданного звука в слове;
в) умение выделять ударный гласный в начале слова.
Задание 11. При обследовании произносительной стороны речи ребенка
отмечается:
а) звукопроизношение;
б) умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов;
в) умение выделять конечный и начальный согласный.
Задание 12. Установите соответствие
Понятие. | Определение. |
1. Фонетический слух. | А. Тонкий систематизированный слух, осуществляющий операции различения и узнавания фонем. |
2. Фонематический слух. | Б. Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. |
3. Фонематическое восприятие. | В. Тонкий слух, осуществляющий различение нормированного звучания от искаженного аналога. |
4. Речевой слух. | Г. Совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет прием и оценку чужой речи, контроль за собственной речью. |
Задание 13. При обследовании произносительной стороны речи ребенка
отмечается:
а) сохранность слоговой структуры;
б) умение определять наличие заданного звука в слове;
в) умение выделять ударный конечный гласный.
Задание 14. При проверке готовности ребенка к полному фонемному
анализу отмечается:
а) состояние звукопроизношения;
б) умение слышать и выделять слова с данным звуком из ряда других слов;
в) умение выделять конечный и начальный согласный.
Задание 15. Установите соответствие
Форма нарушения звукопроизношения. | Характеристика. |
1. Замена. | А. Ребенок пропускает звук в употребляемых языковых единицах. |
2. Смешение. | Б. Используется аномальное звучание звука, не характерное для фонетической системы родного языка. |
3. Искажение. | В. Вместо одного звука используется другой, как правило, более простой по артикуляции. |
4. Отсутствие. | Г. Близкие по звучанию или по артикуляции звуки недостаточно дифференцированы: как вместо первого звука может произноситься второй, так и наоборот, вместо второго- первый. |
|
|
Задание 16. Последовательность этапов работы над звуком:
1. формирование коммуникативных умений;
2. дифференциация;
3. автоматизация;
4. постановка;
5. подготовительный.
Задание 17. Какова последовательность указанных видов работы по развитию фонематического анализа:
1. определить количество звуков в словах: шум, мышь, шар;
2. определить наличие звука [ ш ] в словах;
3. определить количество звуков в словах: крыша, шкаф, штора;
4. придумать слова с 5 звуками.
Задание 18. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:
1. определить, какой по счету звук [ с ] в словах;
2. определить место звука [ с ] в словах (начало, конец, середина);
3. определить наличие звука [ с ] в словах;
4. придумать слово с 5 звуками, начинающихся со звука [ с ].
Задание 19. Последовательность этапов работы по развитию фонематического восприятия:
1. узнавание неречевых звуков;
2. развитие навыков элементарного звукового анализа;
3. дифференциация фонем;
4. дифференциация слогов;
5. различение слов, близких по звуковому составу;
6. различение высоты, силы и тембра голоса.
Задание 20. При проверке готовности ребенка к полному фонемному анализу отмечается:
а) сохранность слоговой структуры;
б) умение определять наличие заданного звука в слове;
в) умение выделять ударный конечный гласный.