Евгений Чарушин «Волчишко»

Родная литература 2 класс

Тема: Русская народная сказка «Волк – лентяй», Е. Чарушин «Волчишко», «Волк» (из энциклопедии).

Задачи урока: - познакомиться с новыми произведениями,

- учиться анализировать произведения.

План урока:

Рассмотрите иллюстрации, что их объединяет?

1. 2. 3.

 

 - Одинаков ли волк на иллюстациях?

 

 -  Чем отличается?

 

Сегодня мы познакомимся с произведениями, главным героем которых является ВОЛК.

Мы посмотрим, одинаково ли изображён волк в этих произведениях. Для этого прочитай произведения очень внимательно.

 

Волк – лентяй.

Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел и говорит:

 — Ох и вкусно! А как его делают?

 — Надо землю вспахать.

 — И тогда можно есть?

 — Нет ещё. Надо боронить.

 — И можно есть?

 — Нет ещё. Надо удобрение положить, посеять, подождать, пока созреет, потом скосить, обмолотить да на мельницу свезти, смолоть в муку, потом испечь - вот тогда уже можно есть.     

Волк говорит: - Ой, сколько хлопот да трудов! Нет уж, хоть и вкусен хлеб, но жил без него и дальше так проживу.

  Так и живёт волк без хлеба.

 

Волк

Волк — постоянный герой сказок и басен, как правило, коварный и кровожадный. Так проявляется страх человека перед волком. А в дикой природе волк чаще всего старается не сталкиваться с людьми, хотя голодный, разумеется, представляет опасность.

Волков преследуют не из-за этого, а за ущерб, который они наносят стадам домашнего скота. В зимнее время волки охотятся большими стаями и нападают даже на крупных животных. Волк известен своей прожорливостью. Действительно, если он голоден, то способен съесть за раз до 10 кг мяса. Однако в обычных условиях суточная норма взрослого зверя составляет около 2 кг.  Чтобы обеспечивать себя пищей, волку приходится много охотиться. Как известно, "волка ноги кормят", и в этом ему, сильному, ловкому, неутомимому, помогают также слух, который у волка развит лучше всего, зрение и обоняние. При необходимости способен делать переходы до 60—80 км за ночь, а в среднем за сутки проходить (в лесной зоне) более 20 км.

Волки активны преимущественно в ночные часы, но иногда их можно встретить и днем. О своем присутствии они нередко дают знать громким воем. Дело в том, что с помощью разного рода завываний волки обмениваются информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей и иных важных для них событиях.

Евгений Чарушин «Волчишко»


Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел — испугался: человек сидит, на него смотрит. В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит. Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть — лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
  А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце. Пёс залаял. Человек закричал громко: «Ха! Ха! Ха! Ха!» Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать. Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. А волчишко еле жив под креслом.
  Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился. Коты — они не спят, а только дремлют. Вылез волчишко осмотреться. Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл. Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез.  

   Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишко, подполз  к двери, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.
А за полем стоит лес. А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу. А теперь волчишко вот каким стал волком.

 

 

Ответь на вопросы письменно в тетради. Отвечай кратко!

1. Что общего между этими произведениями?

2. Чем они отличаются? Определи их жанры?

        1 –

        2 –

        3 –

3. Какая иллюстрация подходит к каждому произведению?

Запиши пары: № произведения - № картинки.

4. В каком из произведений волк глупый и ленивый? (укажи номер произведения)

5. В каком произведении герой – детёныш?

6. В каком произведении дана научная информация о волке? (укажи номер произведения)

7. Какое произведение является авторским? (укажи номер произведения)

8. Как автор относится к герою?

9. В каком произведении мы смеёмся над волком? (укажи номер произведения)

10.  Какое произведение тебе больше всего понравилось? Почему? (2-3 предложения)

 

 

Спасибо за работу! Жду фотоотчёт.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: