Родная литература 2 класс
Тема: Русская народная сказка «Волк – лентяй», Е. Чарушин «Волчишко», «Волк» (из энциклопедии).
Задачи урока: - познакомиться с новыми произведениями,
- учиться анализировать произведения.
План урока:
Рассмотрите иллюстрации, что их объединяет?
1. 2. 3.
- Одинаков ли волк на иллюстациях?
- Чем отличается?
Сегодня мы познакомимся с произведениями, главным героем которых является ВОЛК.
Мы посмотрим, одинаково ли изображён волк в этих произведениях. Для этого прочитай произведения очень внимательно.
Волк – лентяй.
Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел и говорит:
— Ох и вкусно! А как его делают?
— Надо землю вспахать.
— И тогда можно есть?
— Нет ещё. Надо боронить.
— И можно есть?
— Нет ещё. Надо удобрение положить, посеять, подождать, пока созреет, потом скосить, обмолотить да на мельницу свезти, смолоть в муку, потом испечь - вот тогда уже можно есть.
Волк говорит: - Ой, сколько хлопот да трудов! Нет уж, хоть и вкусен хлеб, но жил без него и дальше так проживу.
|
|
Так и живёт волк без хлеба.
Волк
Волк — постоянный герой сказок и басен, как правило, коварный и кровожадный. Так проявляется страх человека перед волком. А в дикой природе волк чаще всего старается не сталкиваться с людьми, хотя голодный, разумеется, представляет опасность.
Волков преследуют не из-за этого, а за ущерб, который они наносят стадам домашнего скота. В зимнее время волки охотятся большими стаями и нападают даже на крупных животных. Волк известен своей прожорливостью. Действительно, если он голоден, то способен съесть за раз до 10 кг мяса. Однако в обычных условиях суточная норма взрослого зверя составляет около 2 кг. Чтобы обеспечивать себя пищей, волку приходится много охотиться. Как известно, "волка ноги кормят", и в этом ему, сильному, ловкому, неутомимому, помогают также слух, который у волка развит лучше всего, зрение и обоняние. При необходимости способен делать переходы до 60—80 км за ночь, а в среднем за сутки проходить (в лесной зоне) более 20 км.
Волки активны преимущественно в ночные часы, но иногда их можно встретить и днем. О своем присутствии они нередко дают знать громким воем. Дело в том, что с помощью разного рода завываний волки обмениваются информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей и иных важных для них событиях.
Евгений Чарушин «Волчишко»
Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел — испугался: человек сидит, на него смотрит. В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит. Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть — лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце. Пёс залаял. Человек закричал громко: «Ха! Ха! Ха! Ха!» Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать. Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился. Коты — они не спят, а только дремлют. Вылез волчишко осмотреться. Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл. Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез.
|
|
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.
А за полем стоит лес. А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу. А теперь волчишко вот каким стал волком.
Ответь на вопросы письменно в тетради. Отвечай кратко!
1. Что общего между этими произведениями?
2. Чем они отличаются? Определи их жанры?
1 –
2 –
3 –
3. Какая иллюстрация подходит к каждому произведению?
Запиши пары: № произведения - № картинки.
4. В каком из произведений волк глупый и ленивый? (укажи номер произведения)
5. В каком произведении герой – детёныш?
6. В каком произведении дана научная информация о волке? (укажи номер произведения)
7. Какое произведение является авторским? (укажи номер произведения)
8. Как автор относится к герою?
9. В каком произведении мы смеёмся над волком? (укажи номер произведения)
10. Какое произведение тебе больше всего понравилось? Почему? (2-3 предложения)
Спасибо за работу! Жду фотоотчёт.