Исследования уровня физической подготовленности были проведены в три этапа:
Определение исходного уровня: в начале нашего эксперимента дети прошли тестирование всех физических качеств. Полученные результаты мы разместили в таблице 2.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности детей младшего школьного возраста на начало педагогического эксперимента (сентябрь 2018г.)
Группа |
| Бег на 30 м. (сек.) | Наклон вперед из положения сидя; (см.) | Прыжок в длину с места; (см.) | Челночный бег 3х10; (сек.) | Бег на 1 км (мин.с.) | Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа; (кол-во раз) |
сентябрь | |||||||
начальные показатели | х̅ | 7,1 | +1,68 | 127, 53 | 10,3 | 7,01 | 7, 3 |
m | 0,24 | 0,20 | 2,01 | 2,17 | 1, 34 | 1,05 |
Как следует из таблицы, до начала эксперимента дети имели не значительные отличия от норм ГТО (см. Приложение 1) по показателям физической подготовленности. Следующая задача нашего исследования - проследить динамику изменений показателей физической подготовленности детей посредствам занятий аэробикой. Были проведены повторные исследования физических качеств в декабре 2018 г. сравнительный анализ промежуточных результатов представлен в таблице 3.
|
|
Таблица 3
Показатели уровня физической подготовленности детей 9-10 лет на промежуточном этапе эксперимента (декабрь 2018г.)
Группа |
| Бег на 30 м. (сек.) | Наклон вперед из положения сидя; (см.) | Прыжок в длину с места; (см.) | Челночный бег 3х10; (сек.) | Бег на 1 км (мин.с.) | Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа; (кол-во раз) |
Начальные показатели (сентябрь 2018г.) | х̅ | 7,1 | +1,68 | 127, 53 | 10,3 | 7,01 | 7, 3 |
m | 0,24 | 0,20 | 2,01 | 2,17 | 1, 34 | 1,05 | |
Промежуточные показатели (декабрь 2018г.) | х̅ | 6,7 | +2,81 | 131,11 | 9,80 | 6,89 | 10,11 |
m | 0,15 | 0,25 | 1,78 | 1,56 | 1, 15 | 1,02 | |
t | 0,4 | 1,13 | 3,58 | 0,5 | 0,12 | 2,81 | |
p | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 |
По данным в таблице видно, что произошел прирост показателей уровня физической подготовленности: силы, быстроты, гибкости, выносливости.
Полученные результаты промежуточного этапа эксперимента: если t больше табличного значения 0,05, то различия между начальными и промежуточными показателями считаются достоверными при р>0,05% (при 5% уровне значимости).
Для реализации эксперимента были созданы комфортные условия. Развивающая предметная среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Имелось в достатке необходимое оборудование для проведения эксперимента. Во время исследования обращалось внимание на пластику, координацию, гибкость, силу и выносливость, также на позы детей, их мимику и жесты и т.д. Так как полученные данные не смогли позволить нам хорошо проследить динамику развития физических способностей детей(т.к. прошел короткий промежуток времени) нами было принято решение продолжить эксперимент и провести контрольное тестирование в конце учебного года, в мае месяце.
|
|
По окончанию эксперимента было проведено итоговое тестирование.
Сравнили полученные результаты в начале и в конце эксперимента, проанализировали их. После повторного тестирования получены результаты таблица 3
Таблица 4
Показатели физической подготовленности детей до и после эксперимента
группа |
| Бег на 30 м. (сек.) | Наклон вперед из положения сидя; (см.) | Прыжок в длину с места; (см.) | Челночный бег 3х10; (сек.) | Бег на 1 км (мин.с.) | Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа; (кол-во раз) |
Начальные показатели (сентябрь 2018г.) | х̅ | 7,1 | +1,68 | 127, 53 | 10,3 | 7,01 | 7, 3 |
m | 0,24 | 0,20 | 2,01 | 2,17 | 1, 34 | 1,05 | |
Окончательные показатели (май 2018г.) | х̅ | 6,2 | + 4,19 | 139,7 | 9,06 | 6,14 | 15,19 |
m | 0,13 | 0,25 | 1,03 | 1,01 | 0,98 | 1,01 | |
t | 0,9 | 2,51 | 12,17 | 1,24 | 0,87 | 7,89 | |
p | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 |
Полученные результаты сравнили с нормами ГТО. Оценка эффективности экспериментальной методики проводилась на основе анализа показателей физических качеств детей 9-10 лет и нормами ГТО (см. Таблица 5)
За основу взяли средние показатели детей.
Таблица 5
Сравнение показателей физической подготовленности детей 9-10 лет полученные в конце эксперимента и нормы ГТО для данного возраста
группа |
| Бег на 30 м. (сек.) | Наклон вперед из положения стоя; (пальцами (ладонями) до пола) | Прыжок в длину с места; (см.) | Челночный бег 3х10; (сек.) | Бег на 1 км (мин.с.) | Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа; (кол-во раз) |
Окончательные показатели (май 2018г.) | х̅ | 6,2 | +3,04 | 139,7 | 9,06 | 6,14 | 15,19 |
m | 0,13 | 0,20 | 1,03 | 1,01 | 0,98 | 1,01 | |
Нормы ГТО | НОРМАТИВЫ | ||||||
| Серебряный знак | Серебряный знак | Серебряный знак | Серебряный знак | Серебряный знак | Золотой знак |
Занятия, проводимые с детьми младшего школьного возраста по программе, аэробика, показали положительную динамику развития физических качеств. Полученные данные в ходе эксперимента свидетельствуют о приросте всех показателей:
бега на 30 м: 0,9 сек.
наклон вперед из положения сидя: +2,51
по прыжку в длину с места: 12,17 см.
челночный бег 3х10: 1,24 сек.
бег на 1 км.: 0,87м.с.
подтягивания на низкой перекладине из виса лежа – 7,89
По всем показателям физических способностей у детей имелись достоверные улучшения при контрольном тестировании, что говорит о том, что при занятиях оздоровительной аэробикой происходит динамика не каких-то конкретных физических качеств, а динамика всех показателей физической подготовленности. Поставленная нами цель данного исследования была достигнута, о чём говорят заключительные выводы данной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия классической аэробикой улучшили функциональное состояние организма. Рассматривая у детей 9-10 лет показатели физического развития и их изменения на протяжении всего эксперимента было выявлено, что по всем проведенным тестам (в начале, середине и конце) исследования у детей наблюдался значительный прирост показателей. Анализ полученных сдвигов в показателях физической подготовленности дал основание говорить о подтверждении гипотезы, о положительном влиянии оздоровительной аэробики на динамику развития физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Сравнительный анализ результатов исследования в конце эксперимента показал, что значения по всем показателям у всех испытуемых (14 человек) значительно выше, чем в начале. В ходе исследования установлено, что занятия оздоровительной аэробикой способствуют оздоровлению и динамике физического развития детей 9-10 лет. Уровень проявления физических качеств у детей 9-10 лет соответствует «среднему» уровню (см. Приложение 1). Различия между результатами тестирований, полученными в начале эксперимента и в конце эксперимента, считаются достоверными. Так как в ходе эксперимента мы смогли проследить динамику физической подготовленности детей 9-10 лет, то можно считать, что эксперимент выявил значимое влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие физических качеств и физической подготовленности детей 9-10 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой.
|
|
Определена эффективность проделанной работы с использованием классической аэробики в рамках кружковой работы.
ВЫВОД
1. Анализ научно-методической литературы и результаты исследования свидетельствуют о том, что применение оздоровительной аэробики на тренировках способствует эффективному развитию двигательных качеств, создает высокий эмоциональный фон, способствует формированию стойкого интереса к заданиям и воспитанию волевых качеств, что позволяет задать необходимый уровень нагрузки.
2. Исследование показало, что применение комплексов оздоровительной аэробики в течение 62 занятий вызывало прирост:
Скоростно-силовые способности за 4 месяца улучшились незначительно, на 0,4 с., однако если сравнивать исходные и конечные результаты, прирост уже составил:0,9 с.
Показатели гибкость за 4 месяца изменились на 1,13 см., а к концу исследования она улучшилась уже на 2,51 см.
Скоростно-силовые способности за 4 месяца тренировки улучшились на 3,58 см, а если сравнить результаты тестирования до и после исследования, то прирост составил: 12,17 см.
Координационные способности за 4 месяца занятий аэробикой улучшились только на 0,5 с., однако если сравнивать исходные и контрольные результаты тестирования, то прирост составил: 1,24 с.
Показатели выносливости за 4 месяца исследования улучшились на 0,12 с., а к концу эксперимента прирост составил: 0,98с.
|
|
Показатели силы за 4 месяца увеличились на 2,81 кол-во раз, а к концу эксперимента прирост составил: 7,89 кол-во раз.
По результатам анализа тестирования было установлено, что улучшение физической подготовленности произошло по всем физическим качествам. Если сравнивать исходные результаты и нормы ГТО, то дети имели результаты, которые характерны бронзовому значку. А вот уже при контрольном тестировании мы видим, что результаты, полученные после 8 месяцев занятий, по нормам ГТО соответствовали серебряному и золотому значкам.
3. В результате исследования установлено, что занятия оздоровительной аэробикой способствуют динамики изменений показателей физической подготовленности детей 9-10 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ. Фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Б.А. Ашмарин. – Москва: просвещение, 2010. – 287 с.
2. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт, 2007. – 127 с.
3. Бутин, И.М. Развитие физических способностей / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. – Москва, 2010– 250 с.
4. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие/ В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. – Волгоград: Изд. – во Волгоград. Гос. ун–та, 2004.– 124 с.
5. Давыдов, В.Ю. Организация медико-педагогического контроля над физическим развитием школьников г. Волгограда и методика проведения скрининг-тестов: Учебно-методическое пособие/ В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. – Волгоград, 2002. – 175с.
6. Дегтярева, Д.И. Подготовка и проведение массового спортивно-художественного представления в рамках третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе: монография. - Волгоград: ВГАФК, 2016. -191 с.
7. Дегтярева, Д.И. Методика развития координационных способностей детей 5-7 лет, занимающихся народными танцами посредством системы упражнений body ballet / Д.И. Дегтярева, М.А. Терехова, Е.П. Прописнова // Ж.: «Успехи современной науки и образования». – 2016. - № 11 (Т.1). – С. 47-49
8. Егорова, Н.В. Детский фитнес в системе дополнительного образования / Н.В. Егорова, Е.Ю. Андриянова // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 4. – С. 66-69.
9. Егорова, Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. – Великие Луки, 2012. – 217 с.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие / Ю.А. Ермолаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 443 с.
11. Жуков, М. Н. Подвижные игры / М. Н. Жуков. – М., 2010. — 300с.
12. Зефирова, Е.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика. Учебно-методическое пособие/ Е.В. Зефирова, В.В. Платонова – СПб: СПбГУ ИТМО, 2013. – 25с.
13. Зорина, Л. Я. Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы) / Л. Я. Зорина // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 12-14
14. Ковачева, И.А. Методические рекомендации по фитнес-аэробике. Учебно-методическое пособие/ – Коломна, 2012. – 40 с.
15. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания /Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М. М. Борисова.- Москва: Владос, 2010-271 с.
16. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2015. – 214 с.
17. Мякинченко, Е.Б.Аэробика: теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. М: СпортАкадемПресс, 2010. –304 с.
18. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана. Физкультура и спорт – Москва, 2010. –96 с.
19. Новикова, Л.А. Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами фитнеса: автореф. дис… канд. пед. наук/ Л.А. Новикова. РГУФК. – Москва, 2010. – 24 с.
20. Одинцова И.Б. Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста/ И.Б. Одинцова. Эксмо – Москва,2010. –160 с.
21. ОФП. Упражнения с фитболами для детей и взрослых/. URL https://youtu.be/KlVc_FXnryM/. Дата обращения 1. 11.2018. –Яз.русский
22. Пармузина, Ю.В. Основы фитнес-аэробики: учебное пособие / Ю.В. Пармузина, Е.П. Горбанева. ФГБОУ ВПО «ВГАФК – Волгоград, 2011. – 149 с.
23. Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей. ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России». – М.осква, 2009. – 67 с.
24. Пустозеров, А. И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики/ Учеб. – метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. Уральская Академия – Челябинск, 2012. – 184 с.
25. Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография/Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена – Санкт- Петербург, 2012. – 297 с.
26. Сиднева, Л.В. Оздоровительная аэробика и методика её преподавания/ Л.В. Сиднева, С.А. Гониянц. Физкультура и спорт – Москва, 2000. – 74 с.
27. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Олимпия Пресс – Москва, 2005. –528 с.
28. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей младшего школьного возраста: метод. рекомендации / Т.А. Тарасова. Сфера - Москва, 2011. –186 с.
29. Фитнес-аэробика / Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Г.А. Зайцева, А.И. Шимонин, С.В. Крамина, Е.Ю. Пономарева, Л.А. Смирнова, К.В. Цвиловский, М.Л. Штода. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. – Москва, 2008. –78 с.
30. Центр Подготовки Профессионалов Фитнеса. Классическая аэробика. Пирамида. Приставные шаги. URL https://youtu.be/H85wTvp3Ujk/. Дата обращения 21. 12. 2018. –Яз.русский.
31. Школа Танцев. Выпуск 1 (оздоровительная аэробика) URL https://www.youtube.com/watch?v=vxu-ohiQMsc/. Дата обращения 2.09.2018. –Яз.русский.
32. Штода, М.Л. Программа дисциплины «Теория и методика фитнес-аэробики» для ВУЗов / М.Л. Штода, Е.Ю. Платонова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса. – Волгоград, 2010. – С. 73–75.
Приложение 1