Новое направление в архитектуре Италии 15 в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. В своем возникновении оно было связано не столько с прямым подражанием античной ордерной системе, сколько с творческим переосмысление античных традиций применительно к местным требованиям, местным строительным материалам и конструкциям. Архитектура возрождения была синтетичной и содержала в себе также многие традиции средневековья. В новых социальных условиях складывается новый облик общественного центра города, связанного со всей его планировочной структурой, где композиционным центром служил храм с высоким куполом (Рис.4)
Рис. 4 Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре. Вид сверху.
Примером может служить Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, строительство основного корпуса здания началось ещё в 13 веке, но сооружение купола, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена только в 15 веке, мастером Возрождения, архитектором Брунелески.
|
|
Это главное храмовое сооружение города, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (153 м) с величайшими готическими храмами, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера.
Рис. 5 Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. 1420 г. Аксонометрия |
Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком барабане с относительно небольшой толщиной стен. Поэтому все усилия архитекторов были направлены на максимальное облегчение веса купола, что было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя — защитной. Между оболочками находился каркас придающий жёсткость конструкции. Э то крупнейшее нововведение было дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания.
Впервые художественный образ купола определен, прежде всего, его ярко выраженным внешним пластическим объемом, ибо самые грандиозные купола средневековья и античности являлись лишь сводами, которые перекрывали внутреннее пространство и, как правило, не играли столь значительной роли в объемной композицииздания. Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом.
Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377—1446).
|
|
Купол флорентийского собора был ранним его архитектурным опытом. Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм. Поэтому первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом во Флоренции.
Рис. 6 Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции (начат в 1419 г.)
В Воспитательном доме (приюте покинутых младенцев) Брунеллески использовал мотив глубокой открытой лоджии. В своей основе он восходит к старому обычаю итальянских городов-республик воздвигать на площадях открытые павильоны-лоджии, предназначенные для народных собраний, празднеств, выставок произведений искусств. Древнему мотиву арочной колоннады Брунеллески придает облик приветливого, гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного. Это подчеркнуто широкими пролетами упругих арок лоджии, опирающихся на тонкие, стройные колонны, стоящие на ступенчатом основании, приподнятом над уровнем площади.
Удивительная легкость и прозрачность лоджии, изящество ее стройных форм были бы немыслимы без конструктивного новаторства. Перекрытие глубокой лоджии системой давно забытых в Италии парусных сводов, более тонких и легких, чем крестовые своды, позволило сильно увеличить глубину лоджии и расстояния между колоннами, а их толщину предельно уменьшить. Этот тип аркады стал характерным для всего раннего Возрождения, как в Тоскане, так и за ее пределами.
Рис. 7 Парусные своды Воспитательного дома.
В дальнейшем Брунеллески работает над решением пространственной композиции возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное или прямоугольное в плане помещение. Наиболее ярко эта задача решена в Капелле Пацци во Флоренции (Рис 8).
Рис. 8 Капелла Пацци во Флоренции. 1430 г. Разрез и план
Рис. 9 Капелла Пацци. Фасад
Портик включает шесть колонн коринфского ордера с большим средним пролетом, перекрытым аркой, врезанной во второй аттиковый этаж. Высокий аттик, который был бы слишком тяжел для поддерживающих его стройных колонн, зрительно облегчен расчленяющими его спаренными пилястрами с легкими филенчатыми вставками между ними.
Рис. 10 Интерьер капеллы Пацци
Интерьер капеллы Пацци дает один из наиболее характерных и совершенных образцов своеобразного применения ордера для художественной организации стены. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел показать условность ордерных форм. Он достаточно необычно применяет классический ордерный канон. Например, в капелле возникают угловые пилястры, переходящие с одной стены на другую, чего раньше не было.
Рис. 11 Отделка интерьера капеллы Пацци
Рис. 12 Майоликовые кассеты купола под входным портиком |
К архитектурным особенностям отделки интерьера и пространства под портиком в капелле Пацци нужно отнести широкое применение скульптурной и орнаментальной раскрашенной керамики,
а также полихромию стен и деталей, что сообщает светлому и просторному интерьеру особую нарядность и привлекательность. Таковы, например, круглые медальоны внутри здания, круглые майоликовые кассеты купола под портиком, раскрашенный терракотовый фриз с головками ангелов и рельефы с изображениями апостолов, приписываемые самому Брунеллески.
В Италии возникает новый тип городского дворца или дома богатого флорентинца так называемое палаццо - это чаще всего трёхэтажное здание с внутренним двором. В первом этаже были сгруппированы главным образом служебные помещения, во втором этаже — парадные залы, в третьем этаже размещались спальные помещения членов семьи и служащих.
|
|
В композиции палаццо существует резкий контраст между уличным фасадом и более легкой и нарядной архитектурой внутреннего двора.
Фасад, облицованный грубыми камнями, напоминает крепостную стену, дворик с лёгкой аркадой и тенистыми садами имеет более лёгкий, приветливый характер. В оформлении оконных проёмов палаццо применялись арки напоминающие аркаду Колизея.
В теплом климате Италии тенистый внутренний двор имел большое практическое значение.
Рис. 13 Палаццо. Уличный фасад и внутренний дворик.
Рис. 14 Палаццо. Типовые планы