Нравственно-философский смысл их взаимоотношений

Сарафанов – одно из самых привлекательных лиц в "театре Вампилова", он один из чудаков, несущих в себе "сердцевину целого" своей эпохи. Он убежден, что "все люди – братья", и живет согласно этим законам, согласно своим убеждениям. Эти убеждения относятся и к Бусыгину. Он не только пользуется этими словами для достижения своей цели, но и руководствуется ими. Бусыгин становится не только сыном, а сыном по духу. Примитивные понятия Сильвы, Кудимова, которые выражают иные жизненные позиции, чужды Сарафанову и Бусыгину. Эти два человека показывают подлинное единство людей, не зависимо от формальных родственных связей, основанное на прочных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений.

Близость мыслей автора мыслям старшего Сарафанова

" Творческое стояние, или, как принято называть, творческое кредо А.Вампилова далеко отыскивать не надо. Он его не скрывал… В этом смысле он плоть от плоти и кровь от крови своих героев - Сарафанова, всю жизнь сочиняющего то ли кантату, то ли ораторию под названием " Все люди- братья", и Валентины, каждый час заделывающей разрушенный прохожими палисадник. Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра.

" Семя да емя ", - говорил крестьянин о хлебе…, о семени да емени зерна духовном, двигающем людскими поступками, хлопотал всю свою писательскую жизнь и А.Вампилов", - пишет лучший друг Вампилова В.Распутин.

По рассуждениям Б.Сушкова Вампилов относится к " младшим сынам". Из воспоминаний матери драматурга: " Подарив мне пьесу "Старший сын", изданную в Москве, он написал на обложке: " Дорогой маме от младшего сына"…

 

Саша Вампилов был младшим сыном и в буквальном, и в символическом смысле. И это предопределило особенности его характера, музы, судьбы.

Сарафанов, сохранивший в себе детскую душу, объясняет: " Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него".

Так и Вампилов. Он пишет, он творит, хотя многие не понимают его и его героев. Из воспоминаний родных: "…И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах, о работе… Трудно ему приходилось…"

Действительно, подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.

Полемичность пьесы по отношению к пьесам 60 –70-ых годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60 –70-ых годов проблема быта. Семьи, любви не отдалялись от круга широких общественных проблем, от вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести.

" В социальной прописке этот человек не ясен, - писал критик Л.Аннинский. – По укладу он промежуточен. Он – между городом и деревней. Вампилов "город" и "деревню" не противопоставлял – он исследовал их обоюдоострую тягу, их взаимоотражение, их тяжбу…"

Драматург не отгораживает поколения друг от друга. Главный герой его пьесы встречается с пожилым человеком, вступает с ним в конфликт и притягивается к нему, но непременно меняется от этих встреч.

Традиции и новаторство в драматургии А.Вампилова

" Духовная бедность, извращенная догмой, и помесь плохого и хорошего, ставшая нравственностью, исказили назначение жизни, все сделав временным и непрочным. Духовный недород, как и хлеб, который не вырастил убитый Авель, мы принялись восполнять со стороны, и с этим согласившись, будто с нормой, и это осознав, будто необходимость.

" Темное" царство превратилось в царство свободы, прежние путы опали. Но, видно так уж устроен мир, что долго еще придется ему искать равновесие – разгородили сторону материального благополучия и затмили добродетельную…и уж там, в той стороне, приходится высматривать новый луч света,- писал В.Распутин.-…Вот это и есть театр Вампилова – проповедь добра, открытое чувство желания мира зрителям, нравственное созидание. Это театр приточный к русской традиции, не шумный, не самовлюбленный, интеллигентный, не права заявляющий, а обязанности исполняющий. Пожалуй, не меньшая социальная проблема, чем безработность рук – безработность души, которую подменяет разум, превратившийся в деспотическую непрекословность. Вампилов всегда ищет душу живую. То дерзко и весело, то с иронией или грустью, но постоянно испытливо он обращается к ней, предлагая душе, как лицу, ежедневное умывание: душевное неряшество для него слабость не извинительная, а бедственная".

Вампилов писал о молодежи, о ее психологии, нравственности, но самое главное, он искал истоки психологии современного человека, рассуждал о жизненных идеалах и принципах. И пусть герои показаны в бытовой реальности, Вампилов глубоко исследует психологическое начало, поднимая социальную и нравственную проблему до философского мышления.

Герои его идут по двум дорогам. Одна из них ведет к абсолютизации личных прихотей, к эгоцентризму, к принципу "удовольствие – единственная жизненная ценность". В конце этой дороги – безнравственные, ни во что не верующие "алики". Вторая дорога ведет к формированию личности, внутренне свободной и независимой, способной уважать и ценить то лучшее, что есть в людях, живущих вокруг. " Доверенных героев Вампилова унижают, а они не унижаются, их гнут, а они вновь и вновь распрямляются, их грустная и какая-то остаточная освещенность, словно бы оставшаяся от вчерашнего дня, на наших глазах превращаются в источник света – в неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно".

В своих произведениях Вампилов искусно использовал приемы и водевиля, и мелодрамы, и бытовой комедии, и даже высокой романтической драмы, но это не привело к смешению жанров. А напротив, выражало своеобразие его драматургического стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: