Для того, чтобы не считать тона и полутона каждый раз для получения верной гаммы, а знать конкретно и сразу, какие звуки будут понижены или повышены в данной гамме. Соль мажор — 1 диез, значит играем от СОЛЬ до СОЛЬ через фа-диез.
А самое важное применение кварто-квинтового круга – транспозиция .(перенос мелодии на новую высоту) Иногда возникают ситуации, когда вы хотите спеть песню под фортепиано, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон.И зная тональности и ключевые знаки,вы без труда можете перенести любимую песню в удобную для вашего диапазона тональность. Тональность - это высотное положение лада, построенного от определенной ноты.
Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.
Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.
Т.Е параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и соль минор.
Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков) и до минор (сиЬ, миЬ, ляЬ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.
Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания.
Энгармонически равные тональности - это тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию: Си мажор - До-бемоль мажор, Фа-диез мажор - Соль-бемоль мажор.