Г.
Урок № 59. Тема. Частицы, их разряды. Частицы -НЕ, -НИ, их значение и употребление.
Цель урока. Дать четкое представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение; закрепить знания обучающихся о разрядах частиц; показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте; закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ
Учебник. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А Мищерина Русский язык 10-11 кл.,8-е изд. М.: Русское слово,2011 г.
Домашнее задание. Изучить § 59-63, стр. 201, можно также для изучения темы пользоваться предложенным мною методическим материалом, выполнить упр.310(из учебника).выполнить тест.
Методический материал
Разряды частиц по составу
Все частицы по структуре бывают простыми и составными.
Простые частицы состоят из одного слова, а составные частицы состоят из двух и более слов.
Приведем конкретные примеры:
- простые частицы – именно, лишь, едва, точно, так, неужели, же, даже, разве, давай, не;
- составные частицы – что ли, а вон, ну и, еще бы, всего лишь, хоть бы, вряд ли, ну да.
Разряды частиц по значению и функции
|
|
По значению и по функции частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
Формообразующие частицы служат для образования форм глагола (условное и повелительное наклонения).
Отрицательные частицы выражают отрицание. К данному разряду частиц относят только две частицы: не и ни.
Модальные частицы вносят смысловые оттенки.
Термин «модальные частицы» имеет синоним «смысловые частицы».
Приведем таблицу «Разряды частиц»:
Формообразующие | Для образования форм глаголов в условном наклонении | бы (б) | ||
Для образования форм глаголов в повелительном наклонении | да, давай (давайте), пусть (пускай) | |||
Отрицательные | не, ни | |||
Модальные | Вопрос | ли, разве, неужели, что ли, а | ||
Указание | вон, вот, а вон, а вот | |||
Уточнение | именно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точности | |||
Восклицание | как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь | |||
Усиление | и, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то | |||
Ограничение | только, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно | |||
Сомнение | разве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось | |||
Утверждение | да, ну да, так, точно | |||
Смягчение | -ка | |||
Определение разрядов
Чтобы определить, к какому разряду относится та или иная частица, нужно выполнить несколько действий:
- нужно посмотреть, сколько слов находится в составе частицы. Так определяется разряд частиц по составу.
- нужно проанализировать, какое значение несет в себе частица и какой смысловой оттенок она вносит во все высказывание.
Разряд частиц по значению и функции проще смотреть в зависимости от контекста, где четко прослеживается смысл всего высказывания.
|
|
Частица «не» употребляется в 3-х случаях
- Отрицание
Примеры: не говорил, не пел, не ел.
- Двойное отрицание. Двойное отрицание означает утверждение.
Примеры: Не мог не говорить, не может не радовать.
- Частица "не" употребляется в восклицательных предложениях с объединённым значением.
Примеры: Какие страны я только не видел! С кем он только не общался! Что она только не говорила!
Частица «ни» употребляется также в 3-х случаях
- Усиление. Усилительную частицу «ни» можно заменить на «даже» или выбросить из предложения.
Примеры: Ни шагу, не сказал ни слова, не заплатил ни копейки.
- Частица "ни" используется в СПП
Примеры: Какие страны я только ни видел, о родине не забывал. С кем он только ни общался, никто ему не помог. С кем он только ни говорил, никто его не слушал.
- Частица «ни» употребляется в фразеологизмах
Примеры: Ни рыба ни мясо, ни то ни сё.
ТЕСТ
Вопрос 1
В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами
, с тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками
Вопрос 2
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.
3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
4) Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
Вопрос 3
В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.
Вопрос 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.
Вопрос 5
В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.