ДОТ
Класс
Литература
Мая
Тема: «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...»
Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.Есенин «Топи да болота…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н. Рубцов «Тихая моя родина».
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Цель: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе поэтов XX века,
формирование понимания лирических стихотворений о природе, анализируя произведения русских поэтов XX века; повторение теории литературы — художественно-выразительные средства;
Инструкция по выполнению заданий:
1. Работаем с учебником с. 218 – 230
2. Внимательно просмотрите видео по теме урока, прослушайте чтение произведений
https://www.youtube.com/watch?v=dhBHC_FKbGw
3. Прочтите внимательно конспект урока, анализ стихотворений. Читая, отвечайте на вопросы устно – в конце задание
|
|
Обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».
1. Какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)
2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом). (Биографические сведения).
3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.
Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя»? (Нет, глаз отличает перемены, но сердце их не воспринимает «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).
4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).
5. Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты - «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть».
Повторение теории литературы. Художественно-выразительные средства.
— Какие художественно-выразительные средства используются Н.Рубцовым? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения …).
Стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой».
1. Это стихотворение Н. Заболоцкого вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно?
|
|
2. Какие приметы весны называет поэт?
3. Какие литературные приемы использует Н. Заболоцкий, чтобы передать нам свое настроение, нарисовать картину весеннего леса?
4. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?
— Какова главная мысль стихотворения? О каком времени года идёт речь?
— Какой природе противопоставлено то, что описывается?
М. Л. Макеева считает, что в «стихотворении «Я воспитан природой суровой» Н.А. Заболоцкий пишет о гармонии в природе».
— Определите лексическое значение слова гармония (согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь).
— В чем, на ваш взгляд, проявляется гармония в стихотворении «Я воспитан природой суровой»?
«Заболоцкий вглядывается в этот мир и залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости видит в единстве человека и природы». М. Л. Макеева
— Говорится ли в стихотворении Н.А. Заболоцкого о единстве человека и природы?
Прочитайте стихотворение С. Есенина «Топи да болота».
— Выразительное чтение стихотворения.
— Определите основную тему стихотворения. (Описание забытого, родного края.)
— С какой целью Есенин использует диалектизмы: «слухают», «тенькает»?
— Как они помогают передать переживания лирического героя?
— Найдите в стихотворении эпитеты, олицетворения, метафоры.
— Арсений Никифорович Семёнов (русский советский художник, живописец, педагог) отмечает, что «ранние стихи Есенина насыщены звуками, запахами, красками».
— Какое впечатление произвели на вас стихи С. А. Есенина?
— Почувствовали ли вы звуки, запахи, краски в стихотворении Есенина «Топи да болота…»? Приведите примеры.
Савченко пишет: «Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы».
— Есть ли в стихотворении С. А. Есенина «Топи да болота…» прием одушевления? Докажите свой ответ.
— Как вы поняли, в чем состоит особенность восприятия мира поэтом?
— Какое чувство выражено восклицанием: «Край ты мой забытый! Край ты мой родной!?»
Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег».
Понравилось ли вам оно?
1. Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Восхищения). Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны.
2. Какие художественные детали и литературные приемы подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?
3. В каком из перечисленных далее значений употреблено слово «проза»
Проза 1. Нестихотворная литература, в отличии от поэзии.
2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.
- Какой из зимних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению? (Обратить внимание на выставку репродукций).
— Показался ли вам необычным взгляд Брюсова на природу в стихотворении «Первый снег»? Если да, то в чем?
-Специалисты по истории русской литературы XIX–ХХ вв. считают, что «намек, символ чего-то более значительного Брюсов умел подметить в обыденном мире».
— Можете ли вы согласиться с тем, что первый снег в стихотворении Брюсова является намеком, символом чего-то более значительного? Докажите это.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Обратимся к стихотворению Ф. Сологуба (настоящая фамилия Тетерников) «Забелелся туман над рекой».
1. Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).
3. О чем думает, что чувствует лирический герой? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).
|
|
ØЧто общего вы заметили в стихах таких разных поэтов?
ØВ чём вам видится величие природы?
Обобщение: и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Наша природа скромна и проста, но в то же время величественна. Замечательный писатель ХХ века М.М. Пришвин говорил: «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу». Я желаю вам уметь видеть красоту природы, чтобы раскрыть прекрасные стороны своей души. Но помните, что любить природу – значит не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.