Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег»

ДОТ

Класс

Литература

Мая

Тема: «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...»

Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.Есенин «Топи да болота…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Цель: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе поэтов XX века,

формирование понимания лирических стихотворений о природе, анализируя произведения русских поэтов XX века; повторение теории литературы — художественно-выразительные средства;

Инструкция по выполнению заданий:

1. Работаем с учебником с. 218 – 230

2. Внимательно просмотрите видео по теме урока, прослушайте чтение произведений

https://www.youtube.com/watch?v=dhBHC_FKbGw

3. Прочтите внимательно конспект урока, анализ стихотворений. Читая, отвечайте на вопросы устно – в конце задание

Обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

 

1. Какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом). (Биографические сведения).

3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя»? (Нет, глаз отличает перемены, но сердце их не воспринимает «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).

4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

5. Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты - «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть».

Повторение теории литературы. Художественно-выразительные средства.

— Какие художественно-выразительные средства используются Н.Рубцовым? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения …).

 

 

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой».

 

1. Это стихотворение Н. Заболоцкого вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно?

2. Какие приметы весны называет поэт?

3. Какие литературные приемы использует Н. Заболоцкий, чтобы передать нам свое настроение, нарисовать картину весеннего леса?

4. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

— Какова главная мысль стихотворения? О каком времени года идёт речь?

— Какой природе противопоставлено то, что описывается?

М. Л. Макеева считает, что в «стихотворении «Я воспитан природой суровой» Н.А. Заболоцкий пишет о гармонии в природе».

— Определите лексическое значение слова гармония (согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь).

— В чем, на ваш взгляд, проявляется гармония в стихотворении «Я воспитан природой суровой»?

«Заболоцкий вглядывается в этот мир и залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости видит в единстве человека и природы». М. Л. Макеева

— Говорится ли в стихотворении Н.А. Заболоцкого о единстве человека и природы?

 

Прочитайте стихотворение С. Есенина «Топи да болота».

— Выразительное чтение стихотворения.

— Определите основную тему стихотворения. (Описание забытого, родного края.)

— С какой целью Есенин использует диалектизмы: «слухают», «тенькает»?

— Как они помогают передать переживания лирического героя?

— Найдите в стихотворении эпитеты, олицетворения, метафоры.

— Арсений Никифорович Семёнов (русский советский художник, живописец, педагог) отмечает, что «ранние стихи Есенина насыщены звуками, запахами, красками».

— Какое впечатление произвели на вас стихи С. А. Есенина?

— Почувствовали ли вы звуки, запахи, краски в стихотворении Есенина «Топи да болота…»? Приведите примеры.

Савченко пишет: «Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы».

— Есть ли в стихотворении С. А. Есенина «Топи да болота…» прием одушевления? Докажите свой ответ.

— Как вы поняли, в чем состоит особенность восприятия мира поэтом?

— Какое чувство выражено восклицанием: «Край ты мой забытый! Край ты мой родной!?»

 

Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег».

Понравилось ли вам оно?

1. Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Восхищения). Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны.

2. Какие художественные детали и литературные приемы подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?

3. В каком из перечисленных далее значений употреблено слово «проза»

 Проза 1. Нестихотворная литература, в отличии от поэзии.

      2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.

 

      - Какой из зимних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению? (Обратить внимание на выставку репродукций).

— Показался ли вам необычным взгляд Брюсова на природу в стихотворении «Первый снег»? Если да, то в чем?

-Специалисты по истории русской литературы XIX–ХХ вв. считают, что «намек, символ чего-то более значительного Брюсов умел подметить в обыденном мире».

— Можете ли вы согласиться с тем, что первый снег в стихотворении Брюсова является намеком, символом чего-то более значительного? Докажите это.

Жизнь людей и жизнь природы

      Полны новым и святым.

 

Обратимся к стихотворению Ф. Сологуба (настоящая фамилия Тетерников) «Забелелся туман над рекой».

 

1. Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.

2. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).

3. О чем думает, что чувствует лирический герой? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).

ØЧто общего вы заметили в стихах таких разных поэтов?

ØВ чём вам видится величие природы?

Обобщение: и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Наша природа скромна и проста, но в то же время величественна. Замечательный писатель ХХ века М.М. Пришвин говорил: «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу». Я желаю вам уметь видеть красоту природы, чтобы раскрыть прекрасные стороны своей души. Но помните, что любить природу – значит не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: