Риторизация учебного процесса в высшей школе

При подготовке реферата необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Понятие риторизации учебно-воспитательного процесса. Риторизация как один из путей гуманизации и гуманитаризации образования.

2. Риторизация и развивающее обучение.

3. Риторизация как междисциплинарная интеграция знаний.

4. Риторизация как построение учебного занятия на коммуникативной основе. Использование риторических технологий в совершенствовании педагогического мастерства. Методика жанрового предъявления информации (знаний) как способ и критерий ее творческого усвоения.

5. Специфика процесса риторизации разных учебных дисциплин.

6. Риторизация как инструмент оптимизации управления учебно-воспитательным процессом и деятельностью образовательного (учебного) учреждения в целом. Место учебной дисциплины "Риторика" в общем процессе риторизации образовательного учреждения.

7. Профессиональная риторика как компонент высшего педагогического образования.

Методические рекомендации

При подготовке к реферату особое внимание следует обратить на указанные далее источники: Ларионова Е.В. Риторизация школьного образовательного процесса // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методич. бюл. / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998. С.73-75; Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студентов пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр "Академия", 1998; Сковородников А.П. О риторизации учебного процесса в школе и вузе в аспекте личностно-ориентированного подхода // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 2 (10). Красноярск, 2000.С.129-133; Сковородников А.П.  Риторизация учебного процесса как один из путей развития творческого потенциала личности школьника // Профессиональное образование Сибири (специальный выпуск). 1997, №1. С.78-82.

 

14. Педагогико-риторический (педагогический речевой) идеал

При подготовке реферата необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Соотношение понятий "риторический идеал" и "коммуникативные качества хорошей литературной речи".

2. Сущность понятия «коммуникативно-речевая активность». Виды и уровни коммуникативно-речевой активности.

3. Факторы, влияющие на проявление коммуникативно-речевой активности.

4. Причины коммуникативно-речевой инактивности.

5. Формирование коммуникативно-речевой активности.

6.Учитель как коммуникативный лидер. Речевые приемы, используемые учителем для достижения различных коммуникативных намерений.

Методические рекомендации

 При подготовке к реферату особое внимание следует обратить на указанные источники:

Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студентов пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр "Академия", 1998;

Сковородников А.П. О содержании понятия "национальный риторический идеал" применительно к современной российской действительности // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Науч.-метод. бюл. / Краснояр. гос. ун-т.; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 5. Красноярск-Ачинск, 1997. С.27-37.

 

Барьеры в педагогическом общении и их преодоление

При подготовке реферата необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Понятие коммуникативной неудачи.  Коммуникативная неудача и барьер общения: соотношение понятий.

2. Экстралингвистические причины коммуникативных неудач.

3. Лингвистические причины коммуникативных неудач.

Методические рекомендации

 При подготовке к реферату особое внимание следует обратить на указанные источники: Волкова А.И. Психология общения для студентов колледжей. Ростов – н/Д:Феникс, 2006.; Ганжин В.Т. Барьеры в общении // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв.редактор М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. М., 2005. С. 791−793; Кузнецова А.А. Коммуникативная неудача // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Члены редколлегии: Г.А. Копнина, Л.В. Куликова, О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 238-239; Кузнецова А.А. Коммуникативные барьеры, или Барьеры общения // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Члены редколлегии: Г.А. Копнина, Л.В. Куликова, О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 243-244; Мурашов А.А. Преодоление негативного коммуникативного сценария в педагогической риторике // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методич. бюл. Вып. 4 (7). Красноярск-Ачинск, 1998. С.94−104; Тищенко В.А. Барьеры общения в электронной коммуникации // Educational Technology and Society 11 (2) 2008. С. 366−377.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: