Право на информацию о товарах (работах, услугах)

Защита прав потребителей.

Кто такой потребитель? Объясните его правовой статус.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Категория правового статуса личности характеризует объем прав, свобод и обязанностей, которыми обладает субъект права. Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется с помощью ряда специфических средств. Оно начинается с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особыми качествами - право- и дееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность.

2. Какие права потребителя вам известны? Сталкивались ли вы в жизни с их нарушениями?  

Потребитель имеет следующие права:

1) На получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре/услуги;

2) Право на качество товара, на его соответствие требованиям стандарта;

3) Право на безопасность товара/услуги для жизни, здоровья, имущества и т.д.;

4) Требование от продавца сертификата соответствия на товар/услугу;

5) Требовать возврата денежных средств за бракованный товар или обмен некачественного товара на другой; 6) Ремонт по гарантии.

 

Лично я – не сталкивалась.

 

Что представляет собой право на информацию о товаре, услугах, работах? 

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите правпотребителей"

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)  

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

3. Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение своих полномочий, вытекающих из заключенного ими договора с изготовителем (продавцом).

Объясните сущность права на безопасность и возмещение материального ущерба, морального вреда.

ГК РФ Статья 151. Компенсация морального вреда

• Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

 

• При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) 5. Что необходимо помнить потребителю?

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ:

Право на безопасность товара (работы, услуги).

Данное право регулируется ст. 7 Закона. Оно означает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

 

Право на качество товара (работы, услуги).

Данное право регулируется ст. 4 Закона и означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

 

Право на информацию о товарах (работах, услугах).

Данное право регулируется ст. 10 Закона и означает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

·    наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

·    сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента); пищевой ценности; назначении; об условиях применения и хранения продуктов питания;

·    о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

·    цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

·    гарантийный срок, если он установлен;

·    правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

·    информация об энергетической эффективности товаров;

·    срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

·    адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

·    информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

·    информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

·    указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

·    указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: