Связаны ли между собой эти миры и как?

История повторяется. Власть придержащие посылают на смерть ни в чем не повинных людей, люди также рады любому чуду, от кого бы оно не исходило, среди людей есть предатели, скупердяи, доносчики, трусы, неверующие, любители денег…. Ершалаим дает начало московским событиям, то, что совершилось на витке истории 2000 лет назад, совершается только в другом исполнении в Москве 1930 года. Философия истории начала нашей эры заставляет размышлять человека современного.

Вывод: история московская и история встречи Пилата и Иешуа учит совести, правде, человечности. Учит следовать своей совести, презирать трусость. Вспомните эпиграф, с которого мы начинали знакомство с Булгаковым: у каждого своя Муза и надо следовать ей. Булгаков доказал своей жизнью и своим смелым романом, что это не пустые слова.

Цвет, свет, звук в романе «Мастер и Маргарита».

Михаил Афанасьевич Булгаков продолжает раскрывать нам свои тайны… И одна из самых интересных и необычных тайн писателя – изобразительные языковые средства, которые использованы в романе «Мастер и Маргарита». Создавая «узловые» сцены романа, писатель использовал богатую цветовую гамму, световые и звуковые «эффекты».

Появление Воланда в Москве.

Прочитаем: «…однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Исследователи отмечают, что жара становится признаком присутствия дьявола, владыки ада. В некоторых религиях жара и зной – создание злого духа. Нещадно палит солнце, когда Воланд и его свита появляются на Патриарших прудах.

Как выглядит дьявол? Прочитаем: «…с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду лет сорока с лишним».

Традиция изображать дьявола в сером имеет глубокие корни. Можно назвать, например, повесть Адельберта Шамиссо «Приключения Петера Шлемиля», где к герою приходит господин в сером и заключает сделку о продаже «бесконечного» неразменного червонца. Черный пудель – символ демонических, потусторонних сил, предвестник смерти, является важным в описании образа Воланда и намекает на его функции в произведении.

Воланд вступает в разговор, который ведут председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный о существовании Иисуса Христа. Воланд рассматривает на Патриарших «навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце». Почему солнце названо писателем уходящим? Потому, что Михаил Александрович будет наказан Воландом за то, что ввел торгующих в храм литературы и получал материальные блага в обмен на отказ от свободы творчества. Не случайно его громадную прекрасную квартиру атакуют после его смерти его «родственники», но им она не достается, становится «нехорошей» и в ней поселяется Воланд.

Золото – еще один признак дьявольского присутствия. Обратим внимание на глаза Воланда: «правый с золотою искрою на дне, сверлящий любого до глубины души, и левый - пустой и черный, <...> как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». В начале романа: "левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый черен и мертв".

Прочитаем, как выглядит портсигар Воланда: «Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник». Один из исследователей доказывает, что треугольник Воланда символизирует краеугольный камень из притчи Христа - отвергнутый камень, сделавшийся главой угла. И ход событий в "Мастере и Маргарите" полностью соответствует притче. Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный вновь, девятнадцать столетий спустя, судят Христа и отвергают его божественность (Бездомный) и само его существование (Берлиоз).

Золотой цвет небывало жаркого заката, с обильно желтой пеной абрикосовой становится предвестием беды – гибели Берлиоза, наказания нечестных московских граждан. Погибая, Берлиоз видит «позлащенную луну», то есть луну, залитую золотым светом. С гибели Берлиоза начинается московская «гастроль» сатаны.

Обратим внимание на то, что огонь сопровождает свиту Воланда до самого конца московских приключений. Так, покидая квартиру №50 на Садовой, свита Воланда устраивает в ней пожар. Коровьев и Бегемот поджигают Торгсин, писательский дом Грибоедов.

Судьбу Мастера и Маргариты Воланд решает на закате солнца. Через небо «пробегает огненная нитка», начинается гроза.

Азазелло приходит в подвал к Мастеру и Маргарите, чтобы отравить их и отправить в путь вместе с Воландом. Подвал они предают огню:

«- Тогда огонь! – вскричал Азазелло, - огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем.

- Огонь! – страшно прокричала Маргарита.

-Гори, гори прежняя жизнь!

-Гори, страдание! – кричала Маргарита».

Верно заметил исследователь, что огонь не принадлежит ни злу, ни добру по отдельности, но служит им обоим, являясь одновременно принадлежностью двух миров. Он губит и очищает, сжигает старый мир, чтобы смог родиться новый…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: