IV. Работа над выразительными средствами языка

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф на доске.

«Читая рассказ, словно наяву любуешься

Мальчишками - каждый из них – характер,

в каждом неповторимая душа…»

И. Смольников

 

Начать наш урок я хочу с небольшой притчи, которая называется «Самая главная тайна».

Боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем они ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далёкие и отвлечённые объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.

-Как по-другому называется мир, который спрятан внутри нас?

-Давайте вспомним, а что такое внутренний мир человека?

(Мысли, интересы и увлечения человека составляют его внутренний мир, или душевные качества человека).

- Что нужно делать, чтобы обогатить свой внутренний мир?

(Общаться с другими людьми, узнавать новое, создавать что-то самому).

- А как же мы узнаем человека, не поговорив с ним?

(По одежде, по чертам лица, по поступкам, по интересам).

- Давайте вместе сформулируем тему и цели нашего урока.

(Мы постараемся показать духовный мир крестьянских детей и влияние народных поверий на него).

- Надеюсь, что вы все поняли содержание произведения. Работать сегодня мы будем по группам. Первая наша группа называется - «Исследователи», вторая – «Умники и умницы», третья - «Лингвисты». Каждой группе было заранее дано домашнее задание. Я буду опираться на ваши знания.

III. Анализ произведения

1. Вступительная беседа:

– От имени кого ведётся повествование? Как охотник попал на Бежин луг?

(От имени охотника. Он заблудился в лесу).

- Кто герои рассказа «Бежин луг»?

(Герои рассказа - крестьянские мальчики).

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий).

-Что значит «выйти в ночное»? Что значило для мальчиков ночное?

(Пастьба лошадей ночью. Свобода, самостоятельность).

- Ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Как они назывались? Что такое быличка?

(Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор).

- С какой целью рассказывают мальчики былички?

(Стремление познать мир, они верят в существование нечисти).

- Какими перед нами предстают крестьянские дети?

(Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем).

Работа по группам.

- Давайте мы предоставим слово учащимся первой группы, т.е. «Исследователям». Они представят нашему вниманию небольшую историческую справку о произведении.

(«Запи́ски охо́тника» — сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Рассказ посвящён крестьянским мальчикам девятнадцатого века. По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками. Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют.

Спа́сское-Лутови́ново находится в Орловской области, к Северу от г. Мценск, это усадьба матери И. С. Тургенева, в которой прошли его детские годы и были задуманы и написаны многие его произведения. С 1921 заповедник, ныне мемориальный и природный Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которые в XVIII веке проживали неподалёку... Есть и такое предположение: Бежиным луг назван потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон. Это могло быть при Борисе Годунове или ещё раньше, при Иване Грозном».)

-Дадим слово второй группе, т.е. «Умникам и умницам». Они тщательно изучили каждого героя и расскажут нам о каждом из них, не называя их имён. Вы должны угадать, о каком герое идет речь.

Учащиеся рассказывают о героях.

(Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье, поэтому он покровительственно относится к другим мальчикам.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот. Отличается деловитостью, смелостью и трезвостью ума.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы. Умеет увлекательно рассказывать страшные истории.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост. Задумчив и печален.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет. Робок и молчалив).

- Кому симпатизировал автор больше всех? Почему?

- А кому симпатизируете вы?

- И.С.Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа. Что такое пейзаж?

(Описание природы).

- Что мы понимаем через это описание?

(Оно показывает связь между человеком и окружающей его природой. И это помогает раскрыть богатый духовный мир крестьянских детей).

- Когда мальчики рассказывают разные истории, как описывается ночь?

(Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного).

IV. Работа над выразительными средствами языка

Нам нужно найти в отрывках рассказа, которые лежат на листках перед вами эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры. Наша третья группа – «Лингвисты» поможет нам вспомнить, что такое эпитет, олицетворение, сравнение и метафора.

Текст:

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: