Глава 2. Феномен квебекского национализма и эволюция его развития

 

Отличительные особенности квебекского прецедента

референдум межнациональный конфликт квебекский

Комплексный анализ столкновения сил идеологии и практики франко-канадского федерализма и сепаратизма, централизма и регионализма связан с учетом традиций и исторических особенностей общеканадской проблемы - квебекской. Суть квебекского национального вопроса заключается в конфликте между франко- и англоязычными этническими сообществами, который является результатом существующего длительное время неравноправного статусного положения франко-канадцев в экономике, образовании и социальной сфере, сравнительно с англоязычным большинством в канадской федерации. Именно в 80-х- 90-х гг. ХХ в. конфликт достиг своего апогея и начал угрожать существованию канадской федерации. Речь шла не только о культурно-языковой идентификации франко-канадцев, но и о суверенитете франко-канадской нации и об отделении (вариант стойких сепаратистов) всей провинции, которая является одним из важнейших субъектов федерации в геополитическом и экономическом отношении. Вне всякого сомнения, большинство западных стран имеют длинную (а временами и кровавую) историю решения этнических проблем в условиях конституционно закрепленных либеральных демократий. Свидетельством этого являются недавние события в Косово, когда опять появляется угроза этнических чисток и подавление демократических устремлений. Однако до последнего времени уроки из такой истории не приобрели форму четко сформулированной теории, поэтому реальные принципы и идеалы, которыми руководствуются западные демократии, остаются неясными, часто даже для тех, кто постоянно занимается проблемами межэтнических взаимоотношений. Более того, сами эти взаимоотношения во многих западных демократиях находятся в состоянии постоянного изменения, при этом проявляется несовершенство старых предположений и подходов.

Невзирая на это, очевидно, что западный опыт решения этнических конфликтов может дать некоторые полезные уроки для стран мира, которые становятся на путь демократического развития. На Западе наилучший подход к урегулированию этнических отличий продолжает оставаться предметом дискуссий. Оказалось, что некоторые пути преодоления этих противоречий не согласуются с требованиями современной демократии и с принципами либерального правосудия. Можно также идентифицировать ряд новых моделей и тенденций, связанных с урегулированием этнических отличий в западных странах. По большей части эти тенденции могут быть еще четко не отображены в либерально-демократических теориях и не кодифицируемы в международном законодательстве, однако, очевидно, что на протяжении последних десятилетий состоялись заметные сдвиги в подходе к управлению этническими отличиями.

После событий середины 70-х гг., связанных с резким обострением политической ситуации в Квебеке и началом политики многокультурности, федеральное правительство Канады постепенно начало тактически проводить линию в поддержку не только франкофонов, но и других этнических групп и общин на всей территории Канады. Сегодня на политической повестке дня в Канаде остро стоит вопрос: как сдержать «крайности» квебекского сепаратизма, а более умеренных франкофонов интегрировать в общеканадское национальное сообщество? Как подчеркивает современный канадский исследователь Ж. Бушемин, «гражданин Квебека может четко определять себя как канадец и квебекец, или же он может одновременно склоняться к этим двум идентичностям». Наблюдается готовность гражданина противопоставлять одну идентичность другой или даже противопоставлять одну модель интеграции другой. При идеальных условиях квебекское гражданство должно соотноситься с квебекским политическим содружеством в полном понимании необходимости их самоутверждения. Исходя из этой перспективы, гражданство определяется его отношением к титульному субъекту нации. В таком контексте это означает вертикально определенное лояльное соотношение между национальным политическим субъектом (то есть государством) и гражданином в общем интересе, который определяется национально.

Следовательно, исходя из необходимости сдерживания квебекских устремлений, стоило бы диверсифицировать политику многокультурности, поддерживая разнообразие других этнонациональных групп в целом лояльных к канадской федерации. То есть этнический национализм квебекцев должен был сдерживаться политически лояльными к Оттаве меньшинствами. Вместе с этим, изменения состоялись в самом Квебеке, когда, как отмечает исследователь Л. Тергон, начиная с 60-х гг. ХХ в., «этническая концепция квебекской идентичности» была постепенно заменена более «гражданским, территориально укоренившимся вариантом» национализма, который склонялся к реформе Канадской федерации». Определенные шаги в этом направлении были сделаны Оттавой уже в 80-х гг. Так, в 1985 г. был создан специальный комитет Палаты общин по многокультурности.

Таким образом, Канада - это страна меньшинств, связанных общенациональной идеей. Сохранение реального разнообразия культур с государственных позиций достаточно часто невыгодно, а то и опасно. В качестве примера такой опасности принято вести речь о квебекском сепаратизме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: