Реферат по дисциплине
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
на тему:
«Философское учение о Бытии. Виды Бытия»
Выполнил студент группы: Д-33 Столь А.В.
Проверил преподаватель Кафедры ОГСЭД Елизов А.Г.
Красноярск
2020 г.
Содержание
Введение. 3
1. Понятие Бытия. 5
2. Основные формы Бытия и их взаимосвязь. Объективная и субъективная реальность. 7
3. Категория Бытия: история и современность. 12
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 20
Введение
Вопрос о том как возник человеческий мир является актуальным на протяжении многих веков, поэтому в данной работе мы постараемся разобраться с философским смыслом проблемы Бытия, рассмотреть философскую категорию и основные формы Бытия. Таким образом, в качестве цели можно выделить знакомство с понятием Бытие.
Начиная с середины XVIII в. понятие «природа» трансформируется в понятие «Бытие». Адекватное познание истины происходит через философию, которая становится своеобразным «наукоучением», так называемой методологией и логикой науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию Бытия. Другими словами, раз философия становится «учением о науке», она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и несобственно природу - разум; место первой начинает занимать Бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением или разумом.
|
|
«Бытие» по мнению многих мыслителей это фундаментальное понятие, которое считается основанием философии. Вокруг «Бытия» и учения о бытии, которое называется онтологией, всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении Бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление Бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Иногда, о бытии говорят и пишут так, будто сменяющие друг друга интерпретации в истории философской мысли исчерпывают проблему Бытия. Однако каждый из философов прошлого трактовал ее в соответствии с исходными принципами своего учения. Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и содержания этой фундаментальной философской категории. Бытие отождествлялось с особенным миром идей («подлинное», вечное и неизменное Бытие - в противовес миру преходящих вещей - у Платона), служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира (Аристотель), использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу (Фома Аквинский), ставилось в связь с существованием вещей самих по себе (Кант), разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики (Гегель), соотносилось в первую очередь с «Бытием-сознанием» (Хайдеггер) и т.д. Многие из предложенных толкований высвечивают действительно важные аспекты проблемы. Однако ни одно из них, взятое само по себе, и даже вся их совокупность не исчерпывают проблемы Бытия - она и сегодня, после многовекового развития философии, остается неисчерпаемой и открытой. Вместе с тем освоение опыта истории философии позволяет очертить общие проблемно-теоретические рамки темы Бытия, поразмыслить над особой ролью и специфическим содержанием философской категории Бытия.
|
|
Понятие Бытия
В данном разделе на основании высказываний и суждений, которые приводятся в научной статье «Бытие», написанной П.П. Гайденко и размещенной на Гуманитарном портале, попытаемся понять сущность понятия «Бытие» [], а также рассмотрим его основные формы. Автор приравнивает Бытие к фундаментальной категории философского дискурса, фиксирующего основу существования как для мира в целом, так и для любой разновидности существующего. Под Бытием понимается именно наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект, таким образом Бытие может являться синонимом для таких понятий как «существование» и «сущее».
В системе философского знания Бытие это предмет онтологии, оно противоположно понятию «ничто». В теории познания Бытие рассматривается как базис для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий, а в обыденном употреблении понятие о Бытии может быть тождественно понятиям космоса, вселенной, мира, природы и жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника Бытия отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит перед собой цель найти подлинное Бытие и осмыслить его. Научная философия, в свою очередь, определяет понятие Бытия и его место в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Бытия как объективного существования. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» [3]. В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о Бытии, его связи с познанием, с природой и смыслом человеческого существования, определяется общая ориентация данного направления.
Античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия Бытия. Так, классифицирующий анализ Бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного подхода к Бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков, но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века. Пересмотр античной традиции, наметившийся уже в первые века христианства, но не приведший тогда к созданию альтернативной онтологии, в преддверии Нового времени происходил главным образом по двум линиям. С одной стороны, он был подготовлен номинализмом XIII–XIV веков, расширен английским эмпиризмом XVII–XVIII веков и получил завершение в трансцендентальном идеализме И. Канта. С другой стороны, принципы не только средневекового, но и античного мышления пересматривались в немецкой мистике, а также в пантеистических и близких к пантеизму течениях философии XV–XVII веков, нередко связанных с мистикой и герметизмом — Н. Кузанского, Дж. Бруно, Б. Спинозы и других. Пересмотр античного и средневекового понимания Бытия привёл в XVI–XVII веках к созданию новой логики и новой формы науки - математического естествознания. В рамках кантианско-позитивистской линии создаётся новое - деонтологизированное, аксиологическое обоснование этики, физики и философии истории. В свою очередь пантеистическая тенденция в первой половине XIX века выливается в немецкий идеализм И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, а во второй половине XIX века и первой трети XX — в натуралистически-волюнтаристский пантеизм (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, А. Древс и другие), нашедший продолжение в философии жизни — X. Дриша, А. Бергсона, Ф. Ницше. Результатом этого многовекового процесса оказалась деонтологизация природы, знания и человеческого существования, реакция на которую дала себя знать во второй половине XIX — XX веков, когда наметился поворот к онтологии в неолейбницианстве И. Гербарта и Р. Лотце, реализме Фр. Брентано, в феноменологии, экзистенциализме, неотомизме, русской религиозной философии.
|
|
Основные формы Бытия и их взаимосвязь. Объективная и субъективная реальность
Что касается современного понимания категории Бытия, для него характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней Бытия: материальное и идеальное Бытие, природное и социальное Бытие, Бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить к их анализу на основе принципа развития или историзма. Использование в философии форм Бытия связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия Бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Целесообразно выделять следующие формы бытия:
· Бытие вещей, процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие природы как целого;
|
|
· Бытие второй природы – произведенных человеком вещей.
· Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;
· Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее Бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.
«Вторая природа» - Бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое Бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с Бытием первой природы, находясь в рамках единого Бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между Бытием вещей и Бытием человека.
Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но Бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого Бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного Бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.
Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого Бытия и Бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического Бытия. Человеческое Бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Обладая способностью познавать Бытие, человек может влиять на него и не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе Бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
Особое место среди других форм «Бытия в мире» занимает «Бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного Бытия, связующим звеном которого выступает язык. Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида.
Заключает список форм «Бытия в мире» Бытие социального. «Бытие социального» - это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.
Также следует различать такие виды Бытия как объективная и субъективная реальность. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т. е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное Бытие. Сознание, мышление, духовный мир человека есть не что иное, как субъективная реальность, находящая свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты, вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности.
Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой адекватности и истинности мышления выступает опосредованность его практикой. Для того чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями Бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно и реально существующих вещей и процессов.
Формы Бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. В реальности же они неотделимы друг от друга. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя Бытия. В заключение можно отметить, что критериями отличия типов Бытия друг от друга служат:
· степень развития или становления объектов – для виртуальной и актуальной реальности;
· способ данности Бытия человеческому сознанию и уровень постижения Бытия – для феноменальной и ноуменальной реальности;
· существование объектов или же только видимость их существования – для подлинной и кажущейся реальности;
· самостоятельность существования реальности или его отсутствие для субстанциальной и пропритативной реальности;
· необходимый или же случайный характер существования объектов –для атрибутивной и акциденциальной реальности;
· –способность Бытия репрезентировать другое Бытие или отсутствие такой способности – для информационной и предметной реальности [17].