Социальная философия

Социальная философия – это раздел философии, изучающий общество как сложнейшую саморазвивающуюся систему.

Социальная философия – это раздел и вместе с тем срез всего философского знания, она включает в себя:

- социальную онтологию, рассматривающую проблемы общественного бытия;

- социальную диалектику, изучающую типы социальной динамики, цель и движущие силы общественного развития;

- социальную гносеологию, выявляющую методы, способы и принципы познания общества;

- социальную аксиологию, исследующую социальные ценности (свобода, равенство, справедливость).

Кроме того, социальная философия неразрывно связана с философской антропологией. Невозможно изучать общество, не изучая человека, невозможно понять человека, не изучив общество. Аристотель считал социальность родовым свойством человека: «Человек своей природой предназначен жизни сообща». К. Маркс определил человека как «совокупность общественных отношений».

Общество – это совокупность объективных общественных отношений, которая существует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей. Общество как сложнейшая система включает в себя четыре основных сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера (иначе сфера производства) – это та сфера социальной жизни, где создается материальный и интеллектуальный продукт, идущий впоследствии в общественное и личное потребление. Экономическая сфера состоит из двух основных элементов – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – система субъективных и объективных (вещественных) элементов, осуществляющих процесс производства. Производительные силы складываются из средств производства и целесообразной человеческой деятельности.

Средства производства разделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда – это то, чем обрабатывают, а предметы труда – это то, что обрабатывают. Средства труда, в свою очередь, подразделяются на орудия труда и инфраструктуру (транспорт, складские помещения и т.д.). Важнейшая роль в развитии производительных сил принадлежит технике. Главная задача техники – повышение эффективности человеческого труда и человеческой деятельности путем создания артефактов, воплощающих в себе эту эффективность.

Производственные отношения – это отношения людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления производимых ими благ или ресурсов. Центральную роль в производственных отношениях играют отношения собственности – отношения между людьми по поводу владения, распоряжения и пользования материальными и духовными благами.

Социальная сфера – это сфера разделения общества на социальные группы: классы и страты. Здесь определяются и выстраивают свои отношения основные структурные единицы, из которых состоит общество, а также определяется роль каждого из этих элементов в функционировании общества. Чем сложнее общество по своему уровню развития, тем сложнее оно структурировано.

Политическая сфера – это сфера существования социальных институтов, где главной целью социальных субъектов является борьба за власть, и, прежде всего, за политическую власть и государственную власть. Помимо самих субъектов политической власти, компонентами политической сферы являются политические идеологии и политические отношения. Ключевую роль в политической организации общества играет государство.

Государство – это политический институт, осуществляющий управление обществом посредством выражения воли всех граждан или их части, охрану его экономической и социальной структуры, а также подавление элементов, противодействующих данному государственному устройству, форме правления или политическому режиму.

Сфера права и правоотношений близко примыкает к политической сфере общества: функционирование политики как особого социального института невозможно без права, именно право образует фундамент, на котором строится функционирование политики. Право – это совокупность господствующих норм в обществе, имеющих характер юридического закона и подкрепленных опорой на вооруженную силу государства. Вокруг права складывается особый комплекс отношений – правоотношения. Правоотношения включают в себя механизм прав и обязанностей.

Духовная сфера – самая возвышенная сфера жизнедеятельности общества и человека, будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование общества как такового. Духовная сфера общественной деятельности существует в следующих формах: моральное сознание, эстетическое, религиозное сознание, политическое сознание и правосознание, научное и философское сознание.

В истории социальной философии существуют три основных направления понимания сущности общественной жизни: натурализм, идеализм, исторический материализм. Вплоть до середины XIX века основным направлением социальной философии был идеализм. Идеалистическое понимание истории предполагает, что функционирование и развитие общества определяется духовными факторами, либо волей и желанием выдающихся исторических личностей, либо изменениями в общественном сознании – политике, религии, науке и т.д., либо волей Высшего разума.

Натурализм в качестве определяющего фактора существования и специфических особенностей общества выделяет природу – либо внешнюю, естественную (географический детерминизм, климатический детерминизм, космизм), либо природу самого человека (биологический детерминизм). Основная идея исторического материализма (марксизма) выражается в законе об определяющей роли материального производства в развитии общества.

Одной из основных задач социальной динамики является конструирование концептуальных моделей исторического процесса, т.е. концепций предполагающих разделение мировой истории на различные эпохи и стадии.

Эти концепции можно разделить на три основных типа: линейный, циклический и хаотический.

1. Линейная концепция представляет развитие общества в виде последовательной смены основных фаз или стадий, причем эти фазы или стадии должны проходить все конкретные социальные системы. К линейной концепции относится марксистская теория общественно-экономических формаций – социально-политическое учение К. Маркса. История в марксизме рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой. Карл Маркс историю развития общества сводил к пяти стадиям: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Исходной точкой социального развития служит бесклассовое общество – первобытный коммунизм. Затем в результате развития производительных сил создаются излишки продукции и формируется классовое общество, дальнейшее развитие которого определяется классовой борьбой. Классовая борьба выступает движущей силой социальных изменений. На первой стадии классового общества – рабовладельческой общественно-экономической формации противостоят друг другу рабовладельцы и рабы.

Власть рабовладельцев над рабами абсолютна. В результате дальнейшего роста производительных сил и классовой борьбы происходит становление феодального общества, также состоящего из двух антагонистических классов – земледельцев и крестьян. И здесь происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта, т.е. излишков сверх прожиточного минимума.

Но власть земледельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, по которой крестьянин прикреплен к данной территории и не может перейти в другое место. На следующем этапе общественного прогресса в процессе обострения классовой борьбы революционным путем происходит переход к следующей общественно-экономической формации – капиталистической.

Два новых антагонистических класса – буржуазия и пролетариат. Наемный рабочий формально свободен, но так как у него отсутствуют средства производства, он вынужден работать на капиталиста. Производство при капитализме приобретает общественный характер и обостряющееся противоречие между общественным характером производства и частнособственническим способом его присвоения, между ростом богатства у немногих и нищетой большинства разрешается в социалистической революции и построении коммунистической общественно-экономической формации.

В соответствии с третьим законом диалектики – законом отрицания отрицания – это есть возвращение на новом более высоком уровне к начальной формации – первобытному коммунизму. Коммунистическое общество – это бесклассовое общество, где отсутствует частная собственность на средства производства (средства производства принадлежат всем в равной степени), и соответственно нет эксплуатации. Лозунг коммунистического общества: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

2. Циклическая концепция предполагает, что каждый из социальных организмов проходит свой отдельный, локальный, не связанный с другими социальными организмами цикл развития, и никакого общего пути для всех социальных организмов не существует. К циклической концепции относится теория цивилизаций или «культурно-исторических типов».

Сторонником цикличного развития общества был Н.Я. Данилевский. «Всему живущему как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть … История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают – и умирают не от внешних только причин». Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по языку народов.

Данилевский выделяет такие культурно-исторические типы, как египетский, китайский, ассиро-вавилоснский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, славянский и другие. По Данилевскому необязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, в этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов.

Наибольшее распространение циклическая концепция получила после выхода книги Оствальда Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до гибели, подобно живому организму, и на этом пути она достигает расцвета, последующего упадка и крушения. Каждая культура представляет собой своеобразный организм, имеющий свою душу и характерные черты, но все типы имеют нечто общее, а именно: они проходят в своем развитии одни и те же фазы.

Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная и культура майя. Заключительная стадия развития культуры – это цивилизация. Основное проявление цивилизации Шпенглер выражает в понятии «мировой город», для которого характерны космополитичность, холодный практический ум, господство техники над духовным творчеством, деньги как основополагающий фактор. Основная черта цивилизации – империализм, который наступает, когда исчерпываются все возможности развития, и остается лишь возможность распространения вширь.

3. Хаотическая концепция исходит из принципа отсутствия всякого порядка в исторической смене социальных организмов и в невозможности теоретическим путем упорядочить общий «хаос» всех существовавших и существующих обществ. К хаотической концепции относится постмодернистская ризомная концепция.

Суть ризомной концепции в неопределенности исторического процесса. История здесь уподобляется слепому котенку, тыкающемуся во все углы своего возможного развития. Корни в принципе можно пускать в любом направлении, ведь реально история продолжается за счет перехода от одного направления к другому и в этом переходе вся суть, а сами направления не столь важны. В постмодернистском переборе они все равны.

В конечном счете, процесс исторического развития – это творческий процесс, люди именно творят историю, и будущее никогда не повторяет прошлое. Исторический процесс – это процесс создания нового исторического материала, который формируется непосредственно из жизни самих людей: ризома является своеобразным приглашением к индивидуальному историческому творчеству. Никаких ограничений на это нет.

Техника в современном обществе является важнейшим фактором социального развития. Современную цивилизацию смело можно назвать техногенной. Главное свойство техногенной цивилизации то, что техника в ней является фактором, определяющим социальное и индивидуальное бытие, она формирует среду обитания человека (т.е. техника – не просто то, что использует человек, а то, в чем он живет).

Стадии развития техногенной цивилизации базируются на основных стадиях развития техники. Разграничение стадий основано на том, что в истории человек постепенно передает технике свои трудовые функции, одну за другой.

На первом этапе от человека к технике передается функция непосредственного воздействия на объект, обработки материала. Техника в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной. На втором этапе технике передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII-XIX вв.

Стадия называется машинной. На третьем этапе человек передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине XX в. Стадия называется автоматической. В этой периодизации переход от первой стадии ко второй принято называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией (НТР).

Каждая новая стадия в развитии техники влечет за собой социальные изменения, т.е. меняется не только система производства, но и весь образ жизни людей.

В частности, социальными следствиями перехода от инструментальной к машинной стадии являются:

- урбанизация; миграции и усложнение социальной структуры;

- возможность женского производительного труда наряду с мужским, и как следствие новые взаимоотношения в семье;

- усложнение системы производства, возникновение безработицы как социального явления (поскольку человек перестал быть самодостаточным участником трудового процесса).

Социальными следствиями перехода от машинной стадии к автоматической являются:

- превращение интеллектуальных профессий в массовые;

- постоянное обновление рынка труда и универсальность многих квалификационных показателей;

- возникновение принципиально новых форм социальных коммуникаций;

- появление распределенных производственных структур и возможность дистационной профессиональной деятельности.

Таким образом, техника меняет не только систему производства, но и всю общественную жизнь. В техногенной цивилизации устанавливается технологическая детерминация развития социальной системы. Эта зависимость отражена в теории индустриального общества, в которой на трех указанных стадиях в развитии техники основывается выделение доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной стадии в развитии общества. Технологический детерминизм представляет собой один из вариантов линейной концепции социальной динамики. Классики технологического детерминизма – Д. Белл, З. Бжезинский, У. Ростоу, Д. Гэлбрэйт.

В современной социальной философии обсуждается вопрос о сущности стадии, в которую сейчас вступает общество и которая определяется как информационное общество. Информационным является общество, в котором нормой всякой деятельности является оптимизация локальных действий через обращение к глобальным информационным процессам. С гносеологической точки зрения информационным является общество, в котором базовое владение информационными технологиями переходит из разряда специальной подготовки на уровень обыденного знания.

С аксиологической точки зрения развитие техногенной цивилизации порождает усиливающееся расхождение двух мировоззренческих ориентаций – технократической и антитехницистской идеологии. Технократическая идеология основана на признании необходимости и правильности развития цивилизации именно в техногенных формах; антитехницизм связан с осознанием опасностей такого развития.

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите основные проблемы социальной философии.

2. Выделите и охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.

3. Какие существуют концепции социальной динамики? В чем специфика каждой концепции? Назовите представителей этих концепций.

4. Какую роль в бытии современного общества играет техника? Какие периоды в развитии общества можно выделить в связи с развитием техники?

5. В чем специфика информационного общества?

Вопросы для размышления.

1. Как вы считаете, в каком направлении должно развиваться общество? Какие результаты развития вам хотелось бы увидеть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: