Теоретический материал для самостоятельного изучения

Философия войны (шире – истории)  Толстого. Истинный и ложный патриотизм

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В литературе определяющим становится вопрос о том, кто и как должен управлять ходом истории, кто приведёт страну к счастливому будущему. Все литературные герои этой эпохи (Базаров, Обломов, Штольц, Рахметов, Рудин) неотделимы от временного контекста.

Концепция истории в «Войне и мире» носит ярко выраженный полемический характер. Писатель хочет показать своим современникам, каковы её движущие силы, и кто ими управляет. Лев Николаевич считает: для того, чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин». Историю, по убеждению Толстого, делают не отдельные личности, а народ. Самой яркой иллюстрацией этой мысли служит описание оставления Москвы её жителями. Люди покидают город не по приказу, а по своей воле, не думая ни о славе, ни о подвиге, ни о величии. Они «уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славою русского народа».

Видные деятели — полководцы, государи — в своих решениях наименее свободны: «Царь есть раб истории». Следование этой концепции придаёт своеобразную окраску образам Кутузова, Наполеона, Александра I, Растопчина. В романе-эпопее есть эпизоды, когда Александр I назначает Кутузова главнокомандующим вопреки своему желанию, выполняя волю народа.

Но есть в «Войне и мире» и примеры, когда судьбоносное решение зависит от воли одного человека. Это, например, приказ Кутузова оставить Москву без сражения.

Историческое движение, по мнению писателя, вытекает из «бесчисленного количества людских произволов». Здесь можно вспомнить и сравнение хода истории с работой часового механизма, когда десятки маленьких шестерёнок вертятся и передают друг другу импульс, но главное действие происходит неожиданно, как бы само собой и никак не связано с самостоятельным вращением каждой детали. Человеческому уму «недоступна совокупность причин явлений», а потому фатализм в истории неизбежен.

«В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому — народ. Образ народа в эпопее Толстого не только и не столько объект изображения, сколько художественная концепция мира», — отмечает литературовед Николай Гей. Толстой написал «Войну и мир» ради одной простой мысли, которая пронизывает всё его творение, — это «мысль народная».

Вот почему для своего произведения писатель выбирает эпоху настоящего патриотического подъёма: в такое время перед лицом общей беды народ массово объединяется, различия между классами и сословиями стираются.

Автор не случайно изобразил две войны в романе: в первой русские потерпели поражение, потому что борьба в составе союзнической армии на территории Австрии не имела нравственной цели. Отечественная война 1812 года — справедливая битва, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и… гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Волю к победе писатель изображает и в массовых сценах (сдача Смоленска, подготовка к Бородинскому сражению и другие), и в ярких отдельных образах настоящих народных героев: капитанов Тушина и Тимохина, партизана Тихона Щербатого. С их именами связывается в романе понятие истинного героизма, скромного, незаметного, лишенного торжественности и крикливости. Эти «маленькие герои» большой войны — важнейшие персонажи романа для Толстого.

Как неприятны по сравнению с ними штабные офицеры, стремящиеся только к тому, чтоб «получить крестик или ленточку»! Как ничтожны представители высшей знати, высокопарно разглагольствующие о том, что Отечество в опасности, и назначающие штрафы за французские слова.

Все герои, все их мысли и действия испытываются общенародным делом — Отечественной войной: так, князь Андрей чувствует небывалый подъём перед Бородинским сражением. Высшая похвала, которой удостаивается Болконский, — прозвище «наш князь», данное ему солдатами.

Все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков. На свои средства он снаряжает тысячу ополченцев, разрабатывает план убийства Наполеона, а во время Бородинского боя находится на батарее Раевского.

Наташа Ростова, охваченная чувством единения с народом, отдаёт подводы под раненых, а её младший брат Петя погибает в схватке с врагом. Так все любимые герои проходят свой путь единения с народом, что для Толстого и является высшим мерилом настоящей личности.

Итак, в романе-эпопее «Война и мир» Толстой выражает свой, особенный взгляд на развитие истории, утверждая, что оно происходит стихийно. По сути, множество мелких событий привело в итоге к изгнанию войск Наполеона. Но большинство русских людей действовали на основании одного и того же чувства, которое лежало в душе каждого из них, — «скрытой теплоты патриотизма». Идея единства, которая чётко просматривается на всех уровнях гениального творения, и явилась решающим фактором в столь масштабном историческом свершении — победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Продолжите высказывание Л. Н. Толстого: «В “Войне и мире” я любил мысль…»

· народную

· семейную

· философскую

· историческую

 «В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому — народ. Образ народа в эпопее Толстого не только и не столько объект изображения, сколько художественная концепция мира», — отмечает литературовед Николай Гей. Толстой написал «Войну и мир» ради одной простой мысли, которая пронизывает всё его творение, — это «мысль народная».

 

Основные положения толстовской философии истории Положения, противоречащие взглядам Толстого на историю
1. История не зависит от воли отдельных людей. 2. Историческое движение вытекает «из бесчисленного количества людских произволов». 3. Найти окончательную причину исторического события невозможно. 4. Каждое действие человека – известное соединение свободы и необходимости. 1. Великие люди – главная движущая сила истории 2. Человек всегда абсолютно свободен в своем выборе. 3. Чем больше у человека власти, тем большей свободой он наделён 4. У любого исторического события должна быть причина.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: