Развитие партийно – политической и государственно – правовой структур Индии на современном этапе (80 – 90-е годы)

1.Возвращение ИНК к власти

Начало 80-х годов характеризовалось консолидационными процессами в коммунистических партиях Индии — КПИ и КПИ(м). Сближение происходило на общей платформе критики внутренней политики ИНК(И), особенно в области экономики и социальных преобразований, представлявшейся коммунистами «антидемократической» и «антинародной». Ha съездах обеих партий после 1980 года неоднократно подтверждалась общая стратегическая линия и поднимался вопрос о восстановлении единства коммунистического движения, однако практических шагов в этом направлении сделано не было. Между двумя партиями сохранялись разногласия, касавшиеся ряда программных положений. КПИ выступала за создание государства национальной демократии при сбалансированном допуске к власти рабочего класса и буржуазии, КПИ(М) — за государство народной демократии, основанное на коалиции антифеодальных и антиимпериалистических сил во главе с рабочим классом. Оставалисьи разногласия относительно причин раскола 1964 r., а также некоторых тактических установок. Различия касались также как социальной, так и региональной базы КПИ и КПИ(м).

Главное отличие выборов 1980 г. от предшествующих заключалось в совпадении позиций, декларируемых главными буржуазными партиями. Никогда ранее предвыборные манифесты ИНК(И), Джанаты и Лок дал не были столь близки по провозглашаемым целям и задачам, ставящимся перед обществом, и предлагаемым путям их осуществления: построение «социалистического» общества на демократических принципах с максимальным учетом интересов всех слоев индийского общества, модернизация сельского хозяйства за счет улучшения его технической оснащенности, программа «интегрированного» развития промышленности — крупной, средней и мелкой и т.п.

Программные документы отличались эклектичностью, размытостью и обтекаемостью формулировок, носили реформистский, прагматический характер. Становилось очевидно, что накал страстей в обществе в связи с борьбой различных социально-экономических стратегий развития иссякает. Он смещался в иную плоскость. Первоочередными для индийского общества стали вопросы, связанные с поисками путей урегулирования межэтнических, межкастовых и межконфессиональных столкновений, захлестнувших страну и нарушивших мирное течение жизни. B результате кампаний гражданского неповиновения, в штатах Ассам, Трипура и Манипур были введены войска, жесткие меры осуществлены против сикхских сепаратистских сил, выступавших за отделение от Индии и создание самостоятельного государства Халистан, а также против тамильских экстремистских группировок, борющихся за государство Тамил илам. Индо-мусульманские вспышки в Уттар-пра- деше, Джамму и Кашмире заставили правительство И.Ганди вновь обратиться к чрезвычайному законодательству: оно объявило себя полномочным вводить в действие чрезвычайные законы в районах беспорядков. Опираясь на большинство в 2/3 голосов,ѵ И H K(И) провел через парламент «Акт о национальной безопасности», дающий властям право арестовывать и содержать под стражей сроком до года по подозрению в нарушении законности, а также указ, облегчающий возможность привлечения к суду лицг разжигающих религиозную, кастовую или национальную рознь. Отдельные представители ИНК(И) (среди них генеральный секретарь конгресса Ш.С.Махапатра) стали выступать в пользу введения в стране президентского правления.

2.Индия во второй половине 80 – х годов

 

B октябре 1984 г. Индира Ганди была убита сикхс- кими террористами. B декабре 1984 г. состоялись невО-хгодов восьмые всеобщие выборы, принесшие ИНК (И) беспрецедентное за всю историю независимой Индии число мест в Народной палате — 401 из 508. Ha пост премьер- министра был избран старший сын Индиры — Раджив Ганди, активно включившийся в деятельность ИНК(И) с начала 80-х годов. Основные оппозиционные партии (Джаната парти, Бхаратия джа- ната парти, Лок дал, переименованная накануне выборов в Далит маздур кисан парти (Партия угнетенных рабочих и крестьян) получили минимальное число мест. Уменьшилось и представительство коммунистов. КПИ (м) осталась на антиконгрессистских позициях, КПИ же, продолжая считать политику ИНК антидемократической и антинародной, поддержала его после выборов в связи с изменившейся обстановкой: наступлением сепаратистских сил, приведшим к убийству лидера страны, и выдвижением на первый план задачи сохранения единства и целостности Индии, а также поддержания правопорядка. Пришедший к вдасти при драматических обстоятельствах, обеспечивших ему массовую поддержку избирателей, Р.Ганди олицетворял тип современного динамичного лидера, начавшего свою деятельность с решительного реформирования организационной структуры Конгресса. Приуроченные к празднованию 100-летия юбилея Конгресса(1985 r.), были проведены внутрипартийные выборы на всех ступенях (они не проводились более 12 лет), обновлен состав партии, реорганизованьІ и активизированы Индийский национальный конгресс профсоюзов/Индийский молодежный Конгресс, Национальный союз студентов Индии и некоторые др. Р.Ганди был избран председателем ИНК(И).

C середины 80-х годов получила продолжение и развитие наметившаяся на рубеже 70-80-х годов линия на постепенный отход от первоначальной экономической стратегии ИНК — «курса Неру». Принятие экономической стратегии объяснялось ее создателями й теоретиками, среди которых следует назвать заместителя председателя плановой комиссии Индии Манмохана Сингха (председателем ее был сам Р.Ганди), президента Национального совета прикладных экономических исследований П.Л.Тандона, члена Плановой комиссии, ответственного за развитие в сфере промышленности, Абида Хусейна, министра черной металлургии, угольной и горнодобывающей промышленности Васанта Сатхе, следующими причинами: 1) изменением основы индустриализации с импортзамещения на форсированное производство на экспорт; 2) перенесением упора в соотношении науки и технологии с развития науки на абсорбирование технологии; 3) необходимостью убрать бюрократические препоны при внедрении современной технологии в производство; 4) изменением характера частного сектора и преобразованием его из «агента иностранного капитала» в «национальный индийский сектор»; 5) необходимостью пересмотра отношения к нерентабельным предприятиям государственного сектора.

Седьмой пятилетний план, рассчитанный на 1985/86-89/90 годы, предполагал развитие государственного сектора без новых капиталовложений, за счет собственных накоплений. «Больные» предприятия подлежали приватизации. B целом, доля государственного сектора, лишенного командных высот, впервые была запланирована меньшей, чем доля частого сектора. Это означало изменение официальной концепции государственного сектора: на смену командно-административным методам управления экономики приходила концепция «экономического федерализма», предполагающая развитие свободной рыночной конъюнктуры.

Правительством Р.Ганди проводилась политика модернизации экономики, тесно связанная с-притоком иностранного, в том числе частного капитала, прежде всего в электронную промышленность. Ведущими партнерами Индии стали США, Япония, ФРГ. B целях увеличения притока новейших технологий была облегчена процедура их привлечения при условии, что наряду с предоставлением финансовых средств будет предусмотрена передача технологии.

B 1985 г. удалось добиться частичных улучшений в плане разрешения этноконфессиональной ситуации. Были подписаны соглашения об урегулировании кризиса в штате Пенджаб, затем в штате Ассам. Ho действие этих соглашений не было долгосрочным.

B целом усилия ИНК(И) в разрешении этнических, религиозно-общинных и кастовых конфликтов не увенчались успехом. Уже в следующем году возобновилась террористическая деятельность сикхских сепаратистов в Пенджабе, обострилась обстановка в пограничном с Пакистаном штате Джамму и Кашмир, произошла серия кровавых столкновений между индусами и мусульманами в штатах Уттар-Прадеш и Бихар, межкастовые волнения в штате Тамилнаду, вооруженные выступления племен в Ассаме.

Обострилась фракционная борьба в ряде местных организаций Конгресса. Возвращение в партию ранее покинувших ее сил не привело к сплочению Конгресса. Оппозиция обвинила правительство Р.Ганди в коррупции и в нарушении правил ведения финансовых операций в связи с так называемым «делом Бофорс», связанным с закупкой у шведской фирмы «Бофорс» гаубиц в 1986 г. Премьер-министр категорически отверг все выдвинутые против него обвинения, однако общественное мнение было настроено против него.

Ослабление позиций ИНК, падение его авторитета и престижа проявилось на дополнительных выборах в Народную палату парламента (1988), когда из шести мест кандидаты ИНК(И) смогли завоевать только два, а также на выборах в Законодательные собрания штатов, где ИНК утратил свои позиции (Западная Бенгалия, Керала, Хариана, Тамилнаду).

Беспрецедентной акцией, впервые имевшей место в практике индийского парламента, явился коллективный выход в отставку 106 депутатов от оппозиционных партий, как правых, так и левых, выдвинувших требование немедленной отставки правительства и проведения выборов.

B 1987 г. из ИНК(И) вышЛа группа во главе с В.П.Сингхом и образовала партию Джан морча (Народный Фронт), которая в 1988 г. объединилась с Джаната парти и Лок дал. Новая коалиция стала называться Джаната дал. Она возглавила антиконгрессистс- кое движение, создав Национальный фронт (Раштрия морча) всех оппозиционных ИНК сил. Лозунги борьбы с коррупцией и защиты интересов малоимущих слоев населения, обещания обуздать рост цен и инфляции способствовали росту популярности оппозиции.

 

 

3.Индия в первой половине 90-х годов

Состоявшиеся в конце 1989 г. девятые парламен- половине 90-х тские выборы привели к поражению правящей годов партии ИНК(И), отставке конгрессистского правительства, находившегося у власти с 1984 г. и формированию нового правительства во главе с лидером оппозиционного блока В.П.Сингхом. Впервые в истории независимой Индии ни одной из политических партий не удалось набрать достаточного количества мест в нижней палате парламента для формирования однопартийного правительства.

Партией, получившей наибольшее количество мандатов (192 из 525), остался ИНК (И), отказавшийся от попыток создания коалиции и перешедший в оппозицию. Национальный фронт, получивший 144 мандата в парламенте, сформировал так называемое «правительство меньшинства» во главе с В.П.Сингхом. Национальный фронт представлял собой блок пяти центристских партий:Джаната дал, ИНК(С), Ассам гана паришад, Дравида му- нетра кажагам, Телугу десам. При формировании правительства его поддержали религиозно-общинная Бхаратия джаната парти и блок левых партий, включая обе крупнейшие компартии (КПИ и КПИ(м)).

Новое правительство объявило о намерении предпринять шаги по повышению уровня жизни беднейших слоев населения, по обузданию роста цен и инфляции, по урегулированию острых религиозно-общинных противоречий и нормализации положения в Пенджабе.

Однако коалиционный характер Кабинета и разнородность поддерживавших его политических сил затрудняли реализацию намеченных программ. Это привело, в частности, к потере правительством Джаната дал большинства в законодательном собрании штата Карнатака и введению там президентского правления.

Экономическая политика Национального фрОнта не имела кардинальных различий с линией, намеченной ИНК(И). По-прежне- му большое внимание было уделено привлечению иностранного капитала, с которым связывалась идея модернизации экономики Индии в форме новых технологий, технических консультаций и лицензий. Несмотря на избирательность подхода к участию иностранного капиталам индийской экономике, общую стратегию экономического развития в этот период можно охарактеризовать как политику либерализации.

Конец 80-х годов был отмечен очередным ростом социальной напряженности, активизацией действий экстремистских сил, направленных на подрыв единства страны.

B 1991 г. состоялись десятые внеочередные выборы. B течение менее чем двух лет стала ясна неспособность правительства во главе с В.П.Сингхом и Ч.Шекхаром обеспечить устойчивый экономический рост и добиться внутриполитической стабильности. Выборы проводились в 22 из 25 штатов Индии. Несмотря на то, что ни одна из основных партий не смогла представить четкую и убедительную программу преодоления кризисных явлений, как в социально-экономической, так и в общественно-политической жизни страны, у избирателей появилась альтернативность выбора.

Трагическая гибель Р.Ганди (он был убит тамильскими террористами в ходе избирательной кампании) отсрочила второй и третий туры всеобщих выборов и заставила основных претенДентов пересмотреть свою тактику перед заключительным этапом голосования. B новом парламенте победивший ИНК(И) получил довольно прочные позиции: 225 мест из 541 в Народной палате (а вместе с союзной АИДМК — 240). БДП получила 119 мест, а блок Нацио- налього фронта с левыми силами — 129. Премьер-министром очередного «правительства меньшинства» стал конгрессист П.В.На- расимха Рао.

Экономический курс правительства Нарасимха Pao предполагал денационализацию части государственной собственности, акционирование ряда предприятий госсектора в целях повышения эффективности и увеличения финансовых поступлений в бюджет. Правительство провозгласило своей целью продвижение от неэффективной командно-административной экономики, ограниченной внутренними рамками и связанной различными формами контроля к интегрированной в международном масштабе, быстро развивающейся, конкурентоспособной и ориентированной на рынок экономике. Девальвация индийский рупии, отмена экспортных субсидий и промышленного лицензирования ПОЧТИ BO всех отраслях, за исключением стратегически важных, разрешила свободный доступ большинству иностранных инвестиций в 34 основные сектора, открытие индийского рынка для более свободного импорта, приватизация государственного сектора, реформа финансового сектора, сокращение огромного бюрократического аппарата и устранение государственного вмешательства в экономику, прекращение деятельности нежизнеспособных компаний и ряд других мер определили экономическую стратегию восьмого пятилетнего плана, который охватил период с 1992 по 1997 гг.

Глобальные перемены, резкое сужение перспектив Движения неприсоединения определили необходимость серьезно переосмыслить целый ряд фундаментальных основ внешнеполитической стратегии Индии.

B советско-индийских отношениях, несмотря на продление в августе 1991 г. на 20 лет Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, произошло снижение уровня двусторонних отношений B связи с резким ослаблением возможностей межгосударственной торговли, задержками платежей с советской стороны, требованиями Индии поднять курс рупии при совместных расчетах и т.п. Особое значение придавалось в Индии развитию отношений с Западной Европой (прежде всего Германией), США и Японией.

Непрочное положеиие Конгресса у власти, острая фракционная борьба внутри партии как в результате различной трактовки дальнейшего социально-экономического и политического развития страны, так и на основе личных амбиций ряда лидеров, растущие обвинения руководителей ИНК(И) в причастности к финансовым махинациям (вновь всплывшее дело «Бофорс», ставшее роковым для Конгресса на всеобщих парламентских выборах 1989 r.), усиление оппозиции в лице БДП, выдвинувшей популярный лозунг «борьбы с коррупцией», характеризовали ситуацию, сложившуюся в стране в начале 90-х гг.

«Борьба с коррупцией», провозглашенная Бхаратия джаната парти, началасьс разоблачительной кампании против премьер-министра Нарасимха Рао, обвиненного в получении 10 млн. рупий (400 тыс. долл.) для организации своих выборов в парламент в 1991 г.,чтоповлеклозасобойбеспрецедентныйфинансовыйскан- дал с государственными ценными бумагами. БДП сумелаоправить- ся после кровавых индусско-мусульманских столкновений в Ай- одхье и укрепить свои позиции. Растущая популярность БДП была обусловлена не только взрывом традиционалистских и националистических настроений в стране в последнее десятилетие, но и некоторыми изменениями в политике партии. Она стала носить более сбалансированный и умеренный характер. Так, БДП, выступавшая за создание «хинду раштра» — государства индусЪв, объявила о своей приверженности в то же время секуляристским принципам конституции республики, трактующимся как свобода вероисповедания. Высказывая свое неприятие по отношению к инициативе ИНК(И) принять поправку к основному закону страны, предусматривающую отделение религии от политики, лидеры БДП апеллировали к знаменитому высказыванию Махатмы Ганди о том, что «политика без религии — грязь». Партия консолидировалась в результате избрания в качестве председателя Л.К.Адвани. Он выдвинулся на этот пост благодаря своей программе, предусматривающей прекращение фракционной борьбы и обеспечение единства действий между БДП и рядом других коммуналистских партий: Вишва хинду па ришад, Раштрия сваямсевак сангх, Баджран дал. Адвани сменил на этом посту М.М. Джоши, обвиняемого многими членами партии в провоцировании фракционности и неосуществлении контроля над действиями активистов Вишва хинду паришад, предпринявшими штурм мечети в Айодхье и спровоцировавшими волну индо-му- сульманской розни, захлестнувшей страну. Выдвижение на позиции лидерства в БДП Л.К.Адвани и провозглашение лидером оппозиции в нижней палате парламента известного деятеля БДП А.Б.Ваджпаи создало предпосылки для усиления позиций этой партии на общеиндийском уровне и способствовало развитию тенденции к превращению БДП в альтернативную ИНК партию. Популярность лидеров БДП, среди которых особо стала выделяться фигура А.Б.Ваджпаи, неуклонно росла.

Наряду с усилением БДП, к середине 90-х годов произошла также консолидация сил, традиционно составлявших оппозицию ИНК: Объединенный фронт (ОФ) в составе 14 центристских, региональных и левых партий стал представлять собой реальную силу, способную конкурировать с Конгрессом на выборах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: