Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)

Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды

1. Гумани-

стическое

Данте Алигьери «Божественная комедия», «Новая жизнь» В своем бессмертном произведении «Божественная комедия» сделал человека центральной фигурой повествования. Это тем более интересно, что в остальном картина мира оставалась такой же, как в Средние века, - устои Церкви и постулат о божественном провидении пока не были затронуты. Но все же в «Божественной комедии» детально и обстоятельно прорисована карта христианского загробного мира. То есть человек вторгся в область божественного провидения. Пусть только в качестве зрителя, неспособного вмешиваться и влиять на ход событий, но человек уже присутствует в божественном круге. Это творение Церковь оценила очень отрицательно, даже враждебно.  Предназначение человека в миропонимании Данте состоит в самосовершенствовании, стремлении к высшему идеалу, но уже совершенно не в отречении от мира, как это представлялось философам Средних веков
Франческо Петрарка Сонеты, «Книга песен», «Об уединенной жизни»,«Инвектива против врага» и др. Основы гуманистического мировоззрения, очерченные Данте, нашли свое развитие в творчестве Франческо Петрарки. На примере Петрарки очень хорошо заметно, что антропоцентризм не оставался только новой выдумкой философов, но приобретал черты мировоззрения, системы культурных ценностей. Он открыто выступал против схоластической доктрины, считая уделом истинного философа изложение собственных мыслей, а не комментирование чужих. А среди философских вопросов Петрарка считал приоритетными те, которые концентрируются вокруг человека, его жизни, внутренних стремлений и поступков.
Лоренцо Валли «О наслаждении», «Об истинном и ложном благе» Среди античных философских школ он больше всего симпатизировал эпикурейцам – это заметно в диалогах «О наслаждении» и «Об истинном и ложном благе», в которых он противопоставляет последователей Эпикура и стоиков. Но стремление к греховным наслаждениям, характерное для эпикурейцев, здесь обрело иной характер. У него идея наслаждения носит чисто этический, духовный характер. Для Лоренцо Валла особенности философии эпохи Возрождения кратко сводятся к твердой вере в безграничные возможности человеческого разума. Он был сторонников равенства мужчин и женщин, считал, что лучшее благо – наслаждение, которое удовлетворяются с помощью материальных и моральных запросов человека.

2. Неопла-

тоническое

Николай Кузанский «Об ученом незнании», «Простец» Он придерживался мнения, что движение к истине – это бесконечный процесс, то есть постичь истину практически невозможно. Это означает, что человек не в силах созерцать окружающий мир в той мере, в которой это позволяет ему сделать Бог. И понять божественную природу тоже выше человеческих сил. Главные особенности философии эпохи Возрождения кратко изложены в его произведениях «Простец» и «Об ученом незнании», где впервые отчетливо проступает принцип пантеизма, так как единство мира, по Кузанскому, заключено в Боге.
Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека», «900 тезисов» Философ представлял, что Бог – это высшее совершенство, заключенное в несовершенном мире. Подобные взгляды уже в начале XV в. явила миру философия эпохи Возрождения. Краткое содержание учения Мирандолы в том, что постижение мира равнозначно постижению Бога, и процесс этот хотя и трудный, но конечный. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога.

3. Натурфи-

лософское

Николай Коперник «О круговых движениях небесных тел»к Разрушил старое геоцентрическое представление об устройстве космоса, и создал новую гелиоцентрическую теорию. Его основной труд называется «О круговых движениях небесных тел». В нём он обосновывает следующие положения. Во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и бесконечна, а Земля очень мала по сравнению с Вселенной. Учение Коперника было революционным событием в истории науки.
Джордано Бруно «О героическом энтузиазме», «О причине, начале и едином» Автор философских трактатов и научных работ, он, не отрицая божественной природы, пытался постичь суть космогонии и устройства Вселенной. В труде «О причине, начале и едином» философ доказывал, что Вселенная едина (это вообще было центральным понятием его учения), неподвижна и бесконечна. Общая характеристика философии эпохи Возрождения у Джордано Бруно выглядит как сумма идей пантеизма, натурфилософии и антропоцентризма научного поиска. Он утверждал, что природа наделена душой, это явствует из того, что она постоянно развивается. А Бог – это то же, что и Вселенная – они бесконечны и равны друг другу. Цель человеческого поиска – самосовершенствование и в конечном итоге приближение к созерцанию Бога. Первый, кто высказал своё мнение по поводу звезд: Вселенная состоит из галактик (скопление звезд) и звезды имеют свою планетную систему. Также он считал, что все небесные тела движутся. Также он думал, что Вселенная и Бог – это дно и то же.
Галилео Галилей «Диалог о двух главнейших системах мира – Птоломея» Путем экспериментальных исследований сделал ряд открытий, сформулировал научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры. Наибольшей заслугой Галилея было подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Галилей развивал новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах, математических вычислениях и геометрических построениях. Этим он способствовал формированию материалистического мировоззрения.
4. Полити- ческое Николо Макиавелли «Государь»,«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь»). Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии»). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Философия Макиавелли: эмпиризм: убеждение, что все наше знание основывается на опыте и имморализм: отрицание существования добра и антропологический минимализм: убеждение в ничтожности человеческой природы.

5 Социально-

утопическое

Томас Мор «Утопия» В диалоге «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Мор рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. В этом произведении принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия. Мор против частной собственности. По его мнению, следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.
Томмазо Кампанелла  «Город Солнца», «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии» и др. Кампанелла отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Он видит необходимость больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Томаса Мора он полностью убежден, в возможности реализации новых социальных идей путем переворота силой массового восстания. Провел в тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе и «Город Солнца» («Град Солнца»). Суть изложенная в указанном произведении такова: устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь — занимаются абсолютно всем: вопросами войны и мира, контролем рождаемости, военным искусством и ремеслом, искусствами, науками, школьным образованием, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, и они должны быть объединены. Идея глобального объединения всех людей мира в программе Кампанеллы занимает значительное место. Возглавить объединенный мир должен папа. Поднимается значимость Римского сената, который состоит из представителей других государств, и который должен быть уполномоченным решать все спорные вопросы мирным путем.  

6. Реформа-

ционное

Мартин Лютер «Комментарий к Посланию Римлянам», «95 тезисов об индульгенциях», «О свободе христианина», «О рабстве воли» Был основателем протестантизма – нового направления в христианстве. Учение Лютера известно как лютеранство. Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом и человеком. Он был против прощения грехов священниками, поскольку люди пользовались этим в корыстных целях. Это стало сигналом к всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католицизма вообще. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Библию, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви. Только вера в Бога и осознание личной моральной ответственности является единственным средством оправдания людей.
Жан Кальвин «Наставления в христианской вере», «Учреждение христианской веры» Основа кальвинизма - учение о божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению.Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности - признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех - самоценность, а не средство достижения материальных благ. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.
Томас Монцер  «Пражский манифест», «Разоблачение ложной веры безбожного мира». Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем. Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества. Государство: Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство. Бог находится в постоянном контакте с людьми, а не самоустранился, оставив после себя лишь Священное Писание. Но только подготовленный человек сможет войти в контакт с Богом

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: