Историчность, достоверность и компетентность

 

В форме внутренней редакторской рецензии (издательской) есть такой пункт – «достоверность и компетентность». То есть, рецензент оценивает произведение начинающего писателя с точки зрения правдоподобности, оценивает знания автора, его эрудированность.

Начинающие писатели частенько грешат незнанием элементарных вещей: плохо представляют себе описываемую эпоху – быт, нравы, костюмы, инструменты, транспорт, связь, науки, технологии, искусство; не представляют, как на самом деле надо обращаться с оружием, не различают национальных особенностей, запросто перенося особенности европейского менталитета в Китай или современные отношения в средневековье.

По этому поводу существует множество анекдотов. Например: встречаются редактор и начинающий писатель. Редактор говорит: «Я возьму ваш роман, если вы перепишете сцену, в которой герои пьют шампанское из хрустальных бокалов». «А что не так?» – вопрошает удивлённый автор. «Дело происходит в древнем Египте», – напоминает редактор.

И такие несуразицы и откровенные курьёзы встречаются в текстах довольно часто.

Инопланетяне измеряют расстояния в километрах, а время в часах, минутах, сутках, месяцах и годах.

Доисторические армии насчитывают сотни тысяч вооружённых стальными саблями воинов.

Древние цари пируют за столами, уставленными современной посудой.

Писатели путают копию картины с репродукцией, описывают интерьеры богатых домов, насмотревшись голливудских фильмов. Плохо представляют себе устройство средневекового замка. Современный автор замкнут в узких рамках своих представлений, почерпнутых в набивших оскомину голливудских фильмах.

Начинающий автор не умеет писать научную фантастику, потому что не обладает достаточной базой знаний, не разбирается в физических законах, слабо представляет себе устройство Солнечной системы. То, что сегодня описывают «фантасты» – в лучшем случае тянет на космооперу, но никак не на серьёзную фантастику.

Герою современного фантастического романа совсем не обязательно в чем‑либо разбираться, как и читателю этого романа.

Вася позвал Лопату‑андроида, как две капли воды, похожего на человека, даже волосы были человеческие, из оптического волокна, и глаза были человеческие, с синей подсветкой внутри черепа. Лопата‑Андроид пришёл, поскрипывая шарнирами. «Бедняга, – подумал Вася, – совсем устарел, надо добыть ему новое тело». Они сели в космический челнок за штурвал и улетели в открытый космос…

 

Фокальный персонаж. Сколько персонажей в вашей сцене?

 

 

Всезнающий автор

 

Что за персонаж такой? Новое слово в литературоведении? Современный писательский приём или давно известный, но иначе называвшийся?

Фокальный персонаж – или тот, кто в фокусе. Тот, кто главный в этой, конкретной сцене. Термин, взят из кино. Можно еще назвать «крупный план» – но это не совсем точное определение, как и «точка зрения» – поскольку фокальным мы называем персонажа, в голову которого нас приглашает автор.

 

 

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: