Домашнее задание: написать мини-сочинение по повести

Ход урока

Прости нам, господи, что слабы мы,

                                                       непамятливы и разорены душой.

С камня не спросится, что камень он,

                                         с человека же спросится.

                                                                   В.Распутин. Прощание с Матёрой.

В произведениях В.Распутина постоянно чувствуется тревога за человека и землю, на которой он живёт. Писатель убеждён, что роль литературы не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека.

 

II. Работа с эпиграфом

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строки из повести «Прощание с Матёрой». Кому принадлежат эти слова?

- Как вы их понимаете?

В повести “Прощание с Матёрой”  автор видит первопричины разлада человека с миром. Он как бы подводит читателя к краю бездны и показывает: смотри, где ты можешь оказаться, если откажешься от памяти, совести, души. Думай, человек!

 

II. Анализ повести.

 

Конфликт

- О чём это произведение?

- Какой вам представляется Матёра? (прекрасный остров надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру»… Рядом другой остров - Подмога. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница, кладбище за деревней на возвышении, поля, лес, у дороги, могучий листвень, царь – дерево).

 

- Перечитаем начало повести. Обратите внимание, какие слова настойчиво повторяет автор. Что он хочет этим сказать? Что значат слова – повтор слова «опять»;  «все посадили огороды - да не все, посеяли хлеба – да не на всех полях, «и, наконец, «многие жили на два дома…та Матера – да не та. «Не та Матера»,  «повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево…»  «мёртво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива».)

- В чём заключается конфликт повести? (напишите ответ в тетради)

Ответьте устно

- Кто и что в повести стоит за сохранение Матёры?

 - Кому и чему необходимо исчезновение Матёры?

 

- Вот и давайте оценим проблему исчезновения острова с двух позиций: со стороны прогресса и со стороны старожилов Матёры.

 

Работа по блокам
1 блок:  Матёра должна исчезнуть.

- Какова необходимость пожертвовать островом?

- Что взамен получат матёринцы?

- Позаботилось ли государство о комфорте жителей Матёры?

2 блок: Матёру необходимо уберечь.
- За что так держатся матёринцы? Почему

- Жителям Матёры предоставляются благоустроенные квартиры в посёлке городского типа, в городе. Почему же они сопротивляются, не хотят покидать Матёру?

 



Как бы вы ответили на эти слова одного из героев повести? ()запишите кратко в тетради_

- Когда строили Саратовскую ГЭС, многие наши деревни тоже ушли под воду: Красная Ивановка, Маховка, Матвеевка, Теликовка… И ничего. Людей переселили, живут теперь на новых местах, вспоминают иногда о прежней жизни, о той, до затопления. Что тут такого страшного? (возможна дискуссия).

                                                         

Характеристика персонажей. Устно ответьте на впросы

- Всякую идею двигают люди. Кто в повести представляет государственную идею?  - Кто за новое?

- Как вы их оцените? В чём правы они и в чём не правы?

- Обратимся к сцене разорения кладбища, что происходит на кладбище?

- Как вы к этому относитесь? Можно так поступать?

- Вспомним строки Пушкина

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

Действительно, «пища для сердца» - это любовь. Любовь к Родине, к её истории, к предкам, память о них.

 

- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. А матёринцы разве не тот же народ?

- Как вы думаете, можно ли кощунствовать над десятками людей ради блага тысяч? Что, все средства хороши?

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов?

Обобщите письменно вывод по вопросам

 

- Теперь давайте поговорим о хранителях Матёры.  Кто это?

- Почему никто не назвал имени Павла?  Где он в этом конфликте нового и старого?  
- Павел с женой уже пользуется всеми благами цивилизации: живёт в благоустроенной квартире, не надо ни скотину кормить, ни корову доить: молоко и в магазине купить можно. Что же его не устраивает в такой жизни? (“не для себя строили”.  “И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! … “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности”).

 


Образ Дарьи.

- Вдумайтесь в ужас предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет: жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет? Вот это-то  ещё больше возмущает и оскорбляет Дарью – бездушие, потеря совести, которую раньше “сильно различали”. И Дарья упорно держится за родовые устои, за своё право на спокойную жизнь, память, совесть.

- “ Она, жисть ваша, ишь, какие подати берёт,” – говорит Дарья. О чём это она? Чем приходится жертвовать людям по пути к лучшей, благоустроенной жизни?

Запишите ответ на вопрос: что не устраивает Дарью в новой жизни?

-  Итак, прогресс требует жертв. И Дарья, необразованная деревенская старуха, понимает, что  двигают прогресс люди - обсевки, не помнящие родства, а жертвы их деятельности - человеческие души, души тех, на ком жизнь держится. Для Дарьи же потеря родовой памяти  – это конец всему, конец самой жизни.

 

!!!!!!! Прочтите «плач Дарьи» (гл.20)

- Да, трудно помнить тех, кто жил до тебя, тех, перед чьей памятью ты в ответе.  Так надо ли  человеку помнить прошлое? Для чего? (чтобы не повторять ощибок; чтобы ощущать ответственность перед будущими поколениями…).


5. Отношение к природе.

- Для кого из персонажей повести  значимо прошлое, а для кого оно неважно?

- Почему такие разные позиции?

- Каково отношение людей к природе?

- Чем является природа для сторонников прогресса,  “строителей будущего”?

- А для матёринцев что есть природа

 

Символы в повести.

- Матёру сожгли, не смогли её отстоять 5 старух. Матёринцев переселили,  стали они обживаться на новых местах. Для чего же автор оставил нам царский листвень, который не смогли сокрушить ни топоры, ни огонь? Как вы расцениваете этот образ? (жизнь всё перенесёт, везде примется.)
- Царский листвень – символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он призывает человека задуматься над жизненными приоритетами. Он предостерегает человека от лёгких и скорых решений там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ, т. е. интересы разума и души.
“Природа – мастерская и человек в ней работник” – утверждает Базаров. Строители ГЭС уже не в природе работники, они себя выше Бога ставят: чинят насилие над природой.

- Андрей сказал: “Человек – царь природы”. Как Дарья отвечала на эти слова внука?
- Как вам кажется, кто здесь прав? Человек – царь природы? Если не царь, то кто? В каких отношениях он должен быть с природой?

 





Домашнее задание: написать мини-сочинение по повести

« Два чувства дивно близки нам -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: