ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Оксана Беляева Ксения Кафтаева
РУССКИЙ ЯЗЫК 2020
Твои 5 баллов за задание 8
Г.
ЕГЭ-2020. Русский язык. Твои 5 баллов за задание 8
/ Беляева О.Н., Кафтаева К.А.
В Сборнике представлены теоретическая часть и практикум для подготовки к заданию 8 Единого государственного экзамена по русскому языку, ответы к заданиям, разбор. Все задания соответствуют новой демоверсии ЕГЭ-2020.
Задания подобраны на основе открытого банка заданий ФИПИ http://ege.fipi.ru и сборников типовых экзаменационных материалов под редакцией И.П. Цыбулько. Ко всем заданиям в сборнике приведены ключи и разборы. Составители пособия получили на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов.
Оксана Николаевна Беляева – кандидат филологических наук, доцент, репетитор по русскому языку, автор разборов заданий ЕГЭ для ряда популярных сайтов, соавтор книг по подготовке к ЕГЭ.
Ксения Александровна Кафтаева – репетитор по русскому языку, автор разборов заданий ЕГЭ для ряда популярных сайтов, эксперт- консультант проекта-миллионника в ВК.
|
|
По всем вопросам обращайтесь в группу ОК ЕГЭ или в личные сообщения авторов пособия: vk.com/ot252791, vk.com/ksenia.kaftaeva
Приходи к нам на курсы, чтобы быть на 100% уверенным в своих силах.
Курс по тесту: vk.com/@okege_itogovoe-faq-26-za-13
Курс по сочинению: https://vk.com/@okege_itogovoe-faq-pishem-i- proveryaem-sochinenie
Все права защищены, разрешается использование в образовательных некоммерческих целях с указанием авторов.
Если вы обнаружили в сборнике ошибку или опечатку, напишите (vk.com/ksenia.kaftaeva), мы с благодарностью пришлём исправленный вариант.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Всего есть 10 типов грамматических ошибок, которые могут встретиться в задании 8:
1. ошибка в построении предложения с причастным оборотом;
2. ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом;
3. ошибка в построении предложения с косвенной речью;
4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
6. ошибка в построении предложения с однородными членами;
7. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
8. ошибка в употреблении имени числительного;
9. ошибка в построении сложного предложения;
10. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Эти 10 типов ошибок теперь комбинируются в любых сочетаниях, и в задании нужно найти примеры 5 разных типов ошибок. За каждый верный ответ вы получите 1 балл, так что за выполнение задания можно получить от 0 до 5 первичных баллов.
|
|
Рассмотрим каждый тип ошибки.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, то есть походит одновременно на глагол и на прилагательное (играющий мальчик = мальчик, который играет).
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
· Смешение действительных и страдательных причастий. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны
в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи.
· Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий.
· Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы.
· Нагромождение причастных конструкций. Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
Ошибки, которые чаще всего встречаются в задании 8:
Суть ошибки | Пример | Верный вариант |
Нельзя отрывать причастный оборот от определяемого слова Нельзя ставить определяемое слова внутрь причастного оборота | Приготовленные блины бабушкой были вкусными. | Приготовленные бабушкой блины были вкусными. Блины, приготовленные бабушкой, были вкусными. |
Определяемое слово и причастие не согласованы | Во дворе скучает мячик, забытого ребенком. | Во дворе скучает мячик (какой?), забытый ребенком. |
Использование причастий будущего времени, причастий с частицей бы и причастных оборотов, которые присоединяются к предложению с местоимениями такая, такой, тот, та, те | Маша, приготовящая завтра блины на завтрак, сегодня собиралась посмотреть фильм. Те гости, приглашенные Машей, уже | Маша, которая приготовит завтра блины на завтрак, сегодня собирается посмотреть фильм. Гости, приглашенные Машей, уже |
приготовили подарки. | приготовили подарки. |
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие — значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие (ищите сказуемое).
· Подлежащее должно соотноситься и с основным, и с добавочным действием (один «деятель» совершает два действия).
Основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов
Ошибка | Пояснение | Правильно |
Глядя в окно, у меня слетела шляпа. | Основное действие совершает шляпа (слетела шляпа). Добавочное действие совершает другой «деятель» (я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные «деятели». | Когда я глядел в окно, с меня слетела шляпа. |
Выйдя во двор, мне стало холодно. | Это безличное предложение, в нем не может быть подлежащего, нет «деятеля». В данном безличном предложении деепричастный оборот не употребляется. | Когда я вышел во двор, мне стало холодно. |
В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом (= неопределённой формой). В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («взять» и «собираясь») один и тот же «деятель» («вы собираетесь» и «вы берёте»). | Собираясь в лес за грибами, необходимо взять с собой компас. | |
Заблудившись в лесу, мальчик был найден. | Данное предложение – страдательная конструкция. В лесу заблудился мальчик. Искать его будут другие люди. | Мальчика, заблудившегося в лесу, нашли. |
Ошибка в построении предложения с однородными членами
|
|
Однородные члены предложения — это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одну и ту же синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.
Ошибка | Пример | Правильный вариант |
Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения | Мне нравится музыка и играть в футбол. | Мне нравятся музыка и футбол. Мне нравится слушать музыку и играть в футбол. |
Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов | Мальчик был лобастый, но серьезный. | Мальчик был лобастый и серьезный. |
Соединение двойным союзом неоднородных понятий | В музее не только представлены картины, но и скульптуры. | В музее представлены не только картины, но и скульптуры. |
Неверное использование частей составного союза. | В музее представлены не только картины, а также скульптуры. | В музее представлены не только картины, но и скульптуры. |
Присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых; | Все очень ждут (кого?) и переживают (за кого?) за солдат. | Все очень ждут солдат и переживают за них. |