Социология пола в 60-е — 80-е годы
Период 60-80-х годов XX столетия в тематике социологических исследований характеризуется разнообразием тем, связанных с закономерностями дифференциации мужских и женских ролей и разделении труда между полами, но в качестве отличительной особенности этого периода можно отметить наличие всплеска работ, посвященных изучению профессиональных и семейных ролей и статусов женщин. Это
22 Психология гендерных отношений: теория и практика
обстоятельство было стимулировано значительным ростом числа жен-щин (по сравнению с довоенным периодом), работающих вне дома. Женщины стали той рабочей силой, которая активно восстанавливала разрушенное в годы войны хозяйство, компенсируя огромные потери мужского населения за годы войны и репрессий. Сложившаяся ситуация отражала и закрепляла центральное положение марксистско-ленинской идеологии эмансипации женщин — массовое вовлечение женщин в оплачиваемый труд вне дома.
Научная проблематика, присущая социологии пола, начала развиваться преимущественно в рамках социологии труда и социологии семьи. При исследовании разнообразных научных проблем в этих областях знания переменная «пол» стала такой же важной и повсеместно используемой, как возраст, классовая принадлежность (рабочие, крестьяне, интеллигенция), регион проживания (город, село). В работах социологов вновь появилась тема женского вопроса. Теперь она формулировалась как проблема совмещения семейных и профессиональных ролей женщин.
|
|
Рассмотрим результаты исследований, посвященных решению проблемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин, проводимых в контексте изучения соотношения социальных и профессиональных ролей и статусов мужчин и женщин.
В число изучаемых вопросов, проведенных в рамках социологии труда, касающихся дифференциации мужских и женских профессиональных ролей и статусов, входили такие вопросы, как динамика отношения к труду молодых рабочих и работниц [Человек и его работа, 1967], социальное неравенство женщин в сфере труда и здоровья (длительное исследование в Таганроге, под руководством Н.М. Римашевской) [Груздева Е.Б., Чертихина Э.С., 1983], женская занятость в городах Молдавии [Шишкан Н.М., 1969], проблемы женщин, занятых ручным трудом, профессиональные заболевания, социальная активность женщин [Юк З.М.. 1975] и др.
Проведенный анализ социально-экономических аспектов занятости женщин в сравнении с положением мужчин в сфере профессиональной деятельности позволил прийти к следующим выводам:
— для женщин характерен более низкий социально-профессиональный статус;
|
|
— существует значительное расхождение между уровнем образования женщин и их квалификацией;
— выражена диспропорция в занятости женщин-работниц ручными видами труда по сравнению с мужчинами;
— для женщин характерно отставание от мужчин в уровне квалификации;
— женщины практически отстранены от сферы управления на производстве.
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 23
Так, например, в исследовании, проведенном под руководством В.А. Ядова [Социально-психологический портрет, 1977], при изучении профессиональной мобильности и анализа половой принадлежности руководителей было установлено, что мужчины часто добивались высокой должности по выслуге лет или «за брюки», женщины же - исключительно упорным трудом, т. е. фактически речь шла о дискриминации женщин.
Как же объяснялись выявленные различия между мужчинами и женщинами в социальной и профессиональной сферах? В качестве основного объяснения комплекса этих эмпирических фактов использовалась имевшая широкое распространение ситуация неравенства женщин в семейно-бытовой сфере. Загруженность женщины материнскими и хозяйственными обязанностями (двойная занятость) не позволяла им выдерживать конкуренцию с мужчинами в профессиональной деятельности. Идеологические причины социополового неравенства не упоминались, т. к. нельзя было разрушать миф об эмансипации советской женщины и ее подлинном равноправии с мужчинами. Мало использовалось и интерпретаций социокультурного характера, например, не анализировались причины консервативности сознания недавних сельских жителей, ставших рабочим классом, и вообще «советский человек рассматривался как продукт текущих (т.е. идеологически заданных) обстоятельств» [Гурко Т., 1998. С. 183].
Рассматривая ситуацию с выявленными различиями между мужчинами и женщинами в социальной и профессиональной сферах с позиций гендерного подхода, можно прийти к выводу, что сохранению сложившейся ситуации активно способствовала специфическая советская политика в отношении женской профессиональной занятости. Благодаря этой политике сформировалось такое явление, как профессиональная сегрегация по признаку пола. Профессиональная сегрегация проявляется в том, что женщины, как правило, были сосредоточены в низкооплачиваемых отраслях производства, с уровнем оплаты труда на 25-30% ниже среднего. Работа в этих отраслях по характеру деятельности похожа на привычный для женщин домашний труд (в начале 1980-х годов женщины составляли 93% работников швейной промышленности, 85% работников текстильной промышленности, 77%работников пищевой промышленности) [Введение в гендерные исследования, 2000]. Даже работая в феминизированных отраслях, женщины занимали в основном подчиненное положение, в то время как руководство осуществляли мужчины. Для женщин даже с соответствующим образованием и квалификацией были недоступны многие должности, связанные с обладанием властью и ответственностью.
Теперь обратимся к рассмотрению исследований, посвященных изучению женского вопроса и социополовых проблем, проводимых специалистами, работающими в рамках социологии семьи. Проведенные
24 Психология гендерных отношений: теория и практика
исследования были направлены на исследование таких тем. как специ-фика семейных ролей мужчин и женщин, установки в отношении супружеских и родительских ролей, соотношение семейного и несемейного поведения мужчин и женщин и др. Однако большинство работ этого периода было посвящено проблеме сочетания профессиональных и семейных ролей женщин (например: Арутюнян М.Ю. 1984; Гордон Л.А., Клопов Э.В., 1972; Изменение положения женщины и семья, 1977; Ясная Л.В., 1988).
|
|
Выделим основные результаты наиболее известных исследований. На базе международного исследования, проведенного в начале 80-х годов в Институте социологических исследований АН СССР, анализировались: мнения жен и мужей в отношении работы жен вне дома, особенности мужского и женского поведения в семье и установок в отношении супружеских и родительских ролей, некоторые аспекты социализации мальчиков и девочек и др. [Семья и социальная и социальная структура социалистического общества, 1980; Семья и социальная структура, 1987].
Одним из важных результатов ряда проведенных исследований является выявление такой проблемы семейных советских женщин, как «двойная занятость» или «двойной рабочий день». Женам было дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на труд домашний. Чтобы более четко представить реальную ситуацию распределения внутрисемейных ролей между мужчинами и женщинами в рассматриваемый период, обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного М.Ю. Арутюнян [1987]. Это исследование было посвящено изучению внутрисемейных гендерных отношений и, в частности, проблемы «двойной нагрузки» женщины. Все изученные семьи были разделены на три типа: традиционные семьи, эгалитарные и семьи промежуточного типа. Данная типология была построена на основе одного критерия — характера ролевого распределения в бытовой сфере. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не был выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей. Процентное соотношение типов семей оказалось следующим: традиционные семьи составили 31%, эгалитарные — 29%, промежуточные — 40%.
|
|
Итак, нам уже известно, что в этот период практически все замужние женщины (более 90%) работали вне дома, т. е. разделяли с мужьями их традиционно мужские функции, но лишь 29% мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности. Аналогичные данные были получены в исследовании, проведенном в Москве З.А. Янковой [1983],
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 25
в 33% случаев оба супруга в равной мере участвовали в работе по домашнему хозяйству. Более типичной являлась ситуация, когда домашнюю работу выполняет жена с «помощью» мужа (45%). М.Ю. Арутюнян делает вывод, что «традиционная концепция семейной жизни» трансформируется не только в эгалитарную, но и в «эксплуататорскую», когда женам дается право на равное с мужчинами участие в общественном труде наряду с исключительным правом на домашнюю работу» [Арутюнян М.Ю. 1987. С. 58].
Т.А. Гурко показывает перегруженность женщин не только домашней работой, но и ответственностью — значителен удельный вес семей, где лидером являлись жены, и невелик тех, где ими были мужья. Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Как свидетельствуют результаты исследований Т.А. Гурко, проведенных в 1980 и 1989 годах, практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Жена, а не муж, в основном распоряжается деньгами, организует свободное время семьи, решает хозяйственные вопросы, определяет, как надо воспитывать ребенка, имеет решающее слово при обсуждении большинства других вопросов. На протяжении 30 лет (исследования 60-х-80-х годов) доминирование женщины возросло. По данным исследований, проведенных в 80-е годы, жена начинает доминировать во всех сферах в значительной части семей [Гурко Т.А., Босс П., 1995. С. 51].
М.С. Мацковский отмечает, что девочки гораздо чаще вовлекаются родителями в домашнюю работу, нежели мальчики, что неизбежно в будущем отражается на распределении супружеских ролей [Социальная сфера. 1988].
В Ленинграде А.Г. Харчевым и С.И. Голодом в рамках совместного советско-польского исследования изучались мотивы профессиональной Деятельности работниц низкой и средней квалификации, удовлетворенность работой и выполнение ими семейных ролей. Исследование показало: стремление замужних и имеющих детей женщин работать на производстве в большинстве случаев связано с материально заинтересованностью, с желанием улучшить экономическое положение семьи. Совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей отражается на ее духовных возможностях двояким образом. С одной стороны, производственная работа расширяет круг ее контактов (появляются внеродственная и внесупружеская коммуникация), способствующих обогащению личности, следовательно, стимулирует ее духовную жизнь, повышает интерес к искусству и социальной информации вообще, а с другой — большой круг обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в сочетании с профессиональной работой существенно ограничивает эту активность в области социального общения и обогащения собственной личности. Поэтому создается положение, чре-
26 Психология гендерных отношений: теория и практика
ватое опасностью запаздывания культурного развития женщины по сравнению с культурным развитием мужчины, что, несомненно, отражается на ее статусе как в обществе, так и в семье [Харчев А.Г., Голод СИ., 1971].
Таким образом, проблематика социологии пола и во второй половине XX столетия вновь была сориентирована на изучении содержательных составляющих «женского вопроса». Теперь социологами суть женского вопроса была сформулирована в контексте проблемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин. Социологические исследования, посвященные изучению совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей, предоставили убедительные данные, свидетельствующие о том, что жены несут двойную нагрузку в условиях неразвитой сферы бытового обслуживания и самоустранения большинства мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Тем не менее решение нового варианта женского вопроса возлагалось на саму женщину: настоящая советская женщина должна уметь справляться со всеми трудностями повседневной жизни. Проблемы развития личности женщины, изменение ее образа жизни рассматривались в рамках распространенных в те годы вариантов философского анализа: исторического материализма и научного коммунизма (подробнее см.: Гурко Т.А. [1998]).