Знания
С позиций социально-психологического подхода выделяется особый класс отношений — социально-психологические. Рассмотрим точки зрения отечественных социальных психологов на содержательную сторону социально-психологических отношений. В словаре социально-психологических понятий они определяются как «различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе совместной жизнедеятельности» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С. 66]. Главное отличие социально-психологических отношений от психологических заключается в том, что социально-психологические отношения — это, прежде всего, отношения человека с человеком. Принципиально новое качество этого класса отношений обусловлено результатом взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению, социально-психологические отношения всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения [Куницына В.Н., Панферов В.Н., 1992].
Понятие «социально-психологические отношения» не имеет пока статуса общепризнанной категории, в работах отечественных социальных психологов чаще можно встретить термин «межличностные отношения», который, как правило, используется в качестве синонима понятия «социально-психологические отношения». Так, Л.Я. Гозман подчеркивает, что в социально-психологической литературе в понятие «межличностные отношения» включается система взаимодействий, контактов, связей между людьми [Гозман Л.Я., 1987. С. 7]. Н.Н. Обозов, автор монографии «Межличностные отношения» [1979], также указывает на наличие взаимосвязи между людьми как основу межличностных отношений. У Я.Л. Коломинского [2000] межличностные отношения — это обязательно прямые взаимоотношения. Они могут быть непосредственными — «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации; могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности. В.Н. Куницына подчеркивает, что термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения — это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте [Куни-
|
|
106 Психология гендерных отношений: теория и практика
цына В.Н. и др., 2001]. Во всех определениях мы видим такие основные характеристики социально-психологических отношений, как наличие ре-ального непосредственного или опосредованного контакта между людьми и наличие обратной связи между ними.
|
|
Итак, анализ работ Л.Я. Гозмана, Я.Л. Коломинского, В.Н. Куницы-ной, Н.Н. Обозова, В.Н. Панферова позволяет прийти к заключению что эти авторы из трех основных разновидностей человеческих отношений — к предметам внешнего мира, к себе и другим людям — именно последний вид отношений рассматривают как собственно социально-психологические. Следовательно, психологические отношения в отличие от социально-психологических отношений характеризуются в основном отражением отношений к предметам внешнего мира и к себе.
Возникает вопрос: «Изучаются ли в социальной психологии какие-нибудь другие отношения, которые не относятся к категории "межличностных"»? Для ответа на этот вопрос обратимся к содержательной стороне предмета социальной психологии. Так, в одном из самых популярных в нашей стране учебнике по социальной психологии предмет социальной психологии формулируется «как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» [Андреева Г.М., 1996. С. 10]. По мнению Г.М. Андреевой, главная задача социальной психологии — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, а это возможно при изучении взаимодействия личности и всей системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения). Для человека связь с окружающей средой становится отношением, но содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Это и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения. Возвращаясь к определению предмета социальной психологии в понимании Г.М. Андреевой, можно заключить, что социальная психология как наука должна изучать закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в различные социальные группы (и малые и большие), а также все виды отношений (и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения), в которые вступают индивиды как представители различных групп.
Сведение всех отношений только к межличностным отношениям существенно сужает предмет социально-психологического знания, при этом акцент делается только на выявление закономерностей проявления отношений в малых группах, в которых преимущественно и реализуются межличностные отношения, а объектами социальной психологии, как известно, являются различные общности, а не только малые группы.
Основы теории психологии гендерных отношений 107
Согласие с данной позицией можно встретить в социально-психологических работах, опубликованных в последние годы. В учебнике П.Н. Ши-хирева [1999] подчеркивается, что современные тенденции развития социальной психологии как научной области знания, развивающейся в условиях социальных изменений, связаны с общей ориентацией на широкий социальный контекст. Область исследования социальной психологии — это группы и индивиды, которые создают свою реальность, управляют друг другом и создают как объединяющие, так и разъединяющие их связи. Предмет социальной психологии — это «психическое как регулятор социального процесса, то есть взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), их связей, психологически реализующихся в отношении к себе, друг к другу и к действительности. Объект социальной психологии — психическое как форма, способ существования, отражения и организации отношений между основными субъектами социальной системы: индивидами, группами и обществом (культурой)» [Шихирев П.Н., 1999. С. 383].
|
|
В учебном пособии «Социальная психология», изданном в 2001 году под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача, предмет социальной психологии формулируется как изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. При этом подчеркивается, что социально-психологические явления образуются в результате взаимодействия объектов социально-психологического знания. «По существу, они есть эффекты взаимодействия» [Социальная психология. 2001. С. 11].
Таким образом, содержательные характеристики социально-психологических отношений определяются пониманием предмета и выделением объектов социальной психологии как науки. Можно предположить, что разногласия среди исследователей в понимании составляющих социально-психологических отношений объясняются различиями в понимании предмета социальной психологии. Более широкая трактовка предмета социально-психологических исследований предполагает и расширенный спектр отношений, включенных в понятие «социально-психологические отношения». Авторы, для которых предмет социальной психологии ограничен закономерностями поведения и деятельности людей как представителей малых групп, в понятие «социально-психологические отношения» включают, как правило, только межличностные отношения; те же социальные психологи, которые понимают предмет социальной психологии как взаимодействие личности и всей системы социальных связей, а в роли объектов для исследований видят различные общности людей, в социально-психологические отношения включают и межличностные, и межгрупповые, и общественные отношения.
Социально-психологические отношения — это отношения, существующие на всех уровнях социальной реальности: и межличностные, и
|
|
108 Психология гендерных отношений: теория и практика
межгрупповые, и отношения групп и отдельной личности с обществом Другими словами, «социально-психологические отношения — это психологические отношения, опосредованные социальным качеством» [Суш-ков И.Р., 1999. С. 158].
Возникает вопрос, может ли такая разновидность отношений, как отношение к самому себе (самоотношение) тоже быть включена в перечень социально-психологических отношений? Обратимся к определению этого понятия. «Самоотношение выражается в принятии или непринятии себя как целого, в уровне самоуважения и чувства собственного достоинства; определяет в значительной степени характер взаимоотношений и взаимодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С. 66|. В этом определении подчеркивается значимое влияние отношения личности к себе на содержательные характеристики взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми; этот аспект самоотношения весьма важен для социально-психологического анализа категории «отношение». Чтобы обосновать факт включения самоотношения в перечень социально-психологических отношений, обратимся к прояснению понимания специфики социально-психологической проблематики личности. Социальная психология выясняет, каким образом, т. е. прежде всего в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность [Андреева Г.М., 1996]. Таким образом, социальная психология изучает отраженное и преломленное в самоотношении личности социальное качество, проявляющееся в общении и в деятельности личности в различных общностях. Поскольку личность является таким же полноправным, как и группы, объектом социально-психологического знания, постольку самоотношение правомерно рассматривать как разновидность социально-психологических отношений.
Итак, проведенный анализ работ отечественных социальных психологов позволяет обоснованно включить в перечень социально-психологических отношений, кроме межличностных, еще общественные отношения, межгрупповые и самоотношение. Рассмотрим эти виды социально-психологических отношений.
Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между различными общностями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической культурной жизни и деятельности. Это отношения характерны для макросоциального уровня социальной реальности, и анализ этих отношений осуществляется в системе «группа — общество», «личность — общество»-
Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей и статусов. Указывая на роль, мы
Основы теории психологии гендерных отношений 109
относим человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Общественные отношения хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в своем конкретном проявлении приобретают «личностную окраску» в связи с тем, что роль интернализирована индивидом [Андреева Г.М., 1996. С. 71].
Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. На уровне межгруппового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа».
Подчеркивая специфику именно социально-психологического подхода к изучению проблемы межгрупповых отношений, B.C. Агеев и Г.М. Андреева указывают, что в центре внимания социально-психологического знания (в отличие от социологического) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т. е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия и опосредованная объективными условиями [Агеев B.C., 1990; Андреева Г.М., 1996]. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов. Эти межгрупповые представления характеризуются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается истинности, точности и адекватности [Психология. Словарь. 1990. С. 205].
«Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [Психология. Словарь. 1990. С. 206]. Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения является человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов отношений, как самоотношение, отношение к предметам, меж-групповые отношения. Эта особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношения — система установок, ориентации, ожиданий и другие диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Психология. Словарь. 1990]. Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональ-ная природа; это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Объектом анализа на уровне межличностных
отношений является система «личность — личность».
110 Психология гендерных отношений: теория и практика
Итак, понятием «межличностные отношения» обозначаются эмпирические формы существования и развития человеческих отношений в контексте реального непосредственного или опосредованного контакта людей, имеющего обратную связь друг с другом. Специфика межличностных отношений заключается в наличии у них выраженной эмоциональной основы.
Самоотношение в социальной психологии раскрывается через анализ Я-концепции, которая понимается как совокупность установок на самого себя. Самоотношение в структуре Я-концепции личности представлено как аффективный аспект Я-концепции [Бернс Р., 1986]. Во многих исследованиях отмечается, что характер самоотношения тесно связан с особенностями социального опыта на всем протяжении его жизни. Так, основы самоотношения закладываются в раннем детстве, и основным фактором при этом выступает характер детско-родительских этно-шений. В более позднем возрасте на самоотношение влияет опыт переживания травмирующих ситуаций (госпитализация, смерть близкого человека, социальная неуспешность и пр.). У взрослого самоотноцение представляет собой достаточно устойчивую личностную диспозицию, основу которой нередко определяет характер социальной самоидентификации [Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001]. Характеристику личности, которая отражает внутренние связи человека с социальными, групповыми идеалами, нормами, стандартами поведения принято называть социальной идентичностью.
Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социалэным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Она трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию [Павленко В.Н., 2000]. Кроме социальной идентичности в структуре Я-концепции выделяется еще личностная идентичность, которая понимается как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает чело-века подобным самому себе и отличным от других.
Итак, на внутриличностном уровне отношение личности к самой себе будет изучаться через анализ соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я-концепции личности, другими словами самоотношение — это отношение типа: «Я как индивидуальность — Я как представитель группы».
Основы теории психологии гендерных отношений 1 1 1