Работаем с понятиями, записываем в тетрадях

На доске наглядность. Записываем понятия.

«Обще́ние – сложный процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение). Общение включает в себя три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Коммуникация (как связь и общение) – от лат. «communicatio» - сообщение, передача и от «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать».

Затем беседуем обсуждаем.

Виды общения (наглядность на доске Приложение № 2)

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др.

Общение может быть различных видов, каждый из которых имеет свои особенности и правила.

Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.

Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.

Общение может быть доверительным и конфликтным.

Диалог (греч. Διάλογος («разговор») – первоначальное значение – разговор, беседа в обыденном смысле между двумя и более людьми.

Монолог (от др.-греч. Μόνος – один и λόγος – речь) – речь действующего лица не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Воспитатель: «Речь – основное средство общения. Существует внутренняя и внешняя речь. Речь состоит из предложений, предложения из слов, а слова из звуков и букв. Важную роль играет точность употребления слова в речи, его ясность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного. Темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, которые возникают при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки – кашель, чихание; нулевые звуки – паузы; звуки назализации – «э-э-э», «хм-хм» и др.».

Воспитатель: «Ребята, как вы поняли из вышеизложенного материала, что для того, чтобы лучше знать другу друга и уметь находить общий язык со своими товарищами и взрослыми важно уметь правильно и культурно общаться. Мы с вами говорили о разных видах общения. Кто может назвать мне их? Привести примеры? Ответы детей. Правильно ребята. А сейчас мы с вами подробнее поговорим о «невербальном» общении, и то насколько оно важно в нашей жизни, поиграем в игру, которая помогает развивать его».

11. Осмысление новых знаний. Творческая работа (групповая или индивидуальная). Игра: «Пантомима». Нужно изобразить, с помощью жестов, мимики следующие предметы: пылесос, стол, море, вулкан, «красавчик», король, учительница, кошка, дерево, собака, мячик, чайник, часы (Приложение № 1).

12. Закрепление, обобщение. Ход: Педагог зачитывает изречение.

«Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем». (Конфуций)

Ребята, как вы понимаете этот афоризм, цитату (словоизречение)?

Приведите примеры из вашей жизни, когда вы сталкивались с подобными ошибками в общении и с другими со своей стороны, и со стороны собеседника.

Воспитатель: «Какие виды общения мы сегодня выучили? Своими словами объясните мне, пожалуйста, как вы поняли? Что относится к «вербальному общению»? А что мы можем отнести к «невербальному»?

Записываем в тетрадях понятия. Средства «невербального» общения.

Покашливания, паузы в высказываниях, смех, плач используют как правило для привлечения внимания в разговоре. Движения-как средство общения. Жесты-движения, за которыми закреплено определенное значение: кивок головой, сжатый кулак (в России кивок-знак согласия, в Болгарии – знак отказа). Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. Мимика – движения лицевых мышц, которые обычно выражают чувства и эмоции. Пантомимика – движения частей тела. Особенности одежды, манера поведения. Поза.

Физминутка (презентация на флеш-накопители)

Творческая работа (групповая или индивидуальная)

Упражнение «Групповой коллаж». Цель: развитие общительности и преодоление барьеров коммуникации в коллективе. Развиваются эмпатия, умение координировать совместные действия, навыки невербального общения. Ход: коллективное рисование темы (например «Любовь моей жизни». Тему, выбирает группа, совместно с воспитателем. Рисуем без слов. Развиваем навык невербального общения. В конце работы коллаж можно сфотографировать в нескольких ракурсах. Обсуждение. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и ее результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: