Русский язык (автор В.П. Канакина, В.Г., Горецкий)

Рекомендации

По корректировке рабочих программ

По предметам начального общего образования

По системе учебника «Школа России»            

Окружающий мир (автор Плешаков А.А. и др.)

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начального общего образования отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов, 2,3,4 классы – по 68 часов.

 

В 1 классе программа состоит из следующих разделов: «Что и кто?» (20ч), «Как,откуда и куда?» (12ч), «Где и когда?» (11ч), «Почему и зачем?» (22ч). В каждом из разделов в авторской программе запланированы уроки по темам «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу…», «Презентация проекта…». Наиболее рациональный способ корректировки рабочей программы заключается в объединении этих двух уроков. Так же корректировка может быть проведена за счет переноса подготовительного этапа, «запуска» проекта на урок по соответствующей теме «Когда учиться интересно?», над   проектом «Мои домашние питомцы» на уроке «Почему мы любим кошек и собак?».

 

Во 2 классе программа состоит из следующих разделов: «Где мы живем?» (4ч),«Природа» (20ч), «Жизнь города и села» (10ч), «Здоровье и безопасность» (9ч), «Общение» (7ч), «Путешествия» (18ч). В каждом из разделов в авторской программе запланированы уроки по темам «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу…», «Презентация проекта…». Наиболее рациональный способ корректировки рабочей программы заключается в объединении этих двух уроков. Также тематический контроль или презентация проекта могут быть перенесены в заключительную часть предыдущего, обобщающего урока по теме. Презентация проектов, подготовленных учащимися, может быть проведена на занятиях соответствующих курсов внеурочной деятельности.

                    Могут быть объединены темы следующих уроков:

• «В гости к зиме» урок и экскурсия;

• «Берегись автомобиля» и «Школа пешехода»;

• «В гости к весне» урок и экскурсия;

• «Путешествие по Москве» и «Московский Кремль»;

 

В 3 классе программа состоит из следующих разделов«Как устроен мир» (6ч), «Этаудивительная природа» (18ч), «Мы и наше здоровье» (10ч), «Наша безопасность» (7ч), «Чему учит экономика» (12ч), «Путешествия по городам и странам» (15ч). Корректировку рабочей программы целесообразно производить по аналогии с 1 и 2   классом. Кроме того, возможно объединение следующих тем:

• «Умей предупреждать болезни» и «Здоровый образ жизни»;

• «Чтобы быть счастливым» и «Дорожные знаки»;

• «Природа и наша безопасность» и «Экологическая безопасность»;

• «Экономика и экология»: 1 час вместо 2 часов;

•  «Золотое кольцо России»: 1 или 2 часа вместо 3 часов;

• «По Франции и Великобритании»: 1 час вместо 2 часов

 

В 4 классе программа состоит из следующих разделов: «Земля и человечество» (9ч),«Природа России» (10ч), «Родной край – часть большой страны» (15ч), «Страницы   всемирной истории» (5ч), «Страницы истории России» (20ч), «Современная Россия» (9ч).Корректировку рабочей программы целесообразно производить по аналогии с 1 и 2          классом. Кроме того, возможно объединение следующих тем:

• «Мы – граждане России» и «Славные символы России»;

• «Путешествие по России»: 2 часа вместо 3 часов;

  Не следует сокращать количество часов в разделе «Страницы истории России».

 

2. Математика (автор Моро М.И. и др.)

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводиться по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов: в 1 классе -132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе).

Класс

В некоторых разделах курса математики 1 класса запланированы резервные часы (от 2 до 4 в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

Числа от 2 до 5, числа от 6 до 9;

Прибавление и вычитание по 1, по 2;

Связь между суммой и слагаемыми;

Табличное сложение и вычитание.

Не следует вносить коррективы в уроки, посвященные работе с понятием «задача», обучению решению разных видов задач, изучению величин.

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении математики.

       

Класс

В некоторых разделах курса математики 2 класса запланированы резервные часы (от 2 до 4 в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

• Числа от 1 до 100. Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 200 до 100;

• Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30;

• Устные приемы сложения и вычитания вида 36+2, 36+20, 60+18, 36-2, 36-20, 26+4,30-7, 60-24, 26+7, 35-8;

• Сложение и вычитание вида 45+23, 57-26.

• Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2;

• Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3.

Не следует вносить коррективы в уроки, посвященные обучению решению разных видов задач, изучению величин, работе над пониманием конкретного смысла действий «умножение» и «деление».

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении математики.

       

Класс

В некоторых разделах курса математики 3 класса запланированы резервные часы (от 2 до 4 в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

• Таблица умножения и деления с числами 4,5,6,7;

• Таблица умножения и деления с числами 8 и 9;

• Приемы умножения для случаев вида 23*4,4*23;

• Приемы деления для случаев вида 78:2, 69:3, 87:29;

• Натуральная последовательность трехзначных чисел;

• Знакомство с калькулятором

Не следует вносить коррективы в уроки, посвященные обучению решению разных видов задач, изучению величин, решению задач на пропорциональные величины.

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении курса математики.

      

Класс

В некоторых разделах курса математики 4класса запланированы резервные часы (от 2 до 4-х в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

• Чтение и запись многозначных чисел;

• Алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел;

• Умножение числа на произведение;

• Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число;

• Итоговое повторение.

Не следует вносить коррективы в уроки, посвященные обучению решению разных видов задач, изучению величин, решению задач на пропорциональные величины, изучению диаграмм.

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении курса математики.

 

3.  Русский язык и литературное чтение (период обучения грамоте) – авторы В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

На изучение курса литературного чтения в 1 классе отводится 92 часа (4 часа в неделю), что составляет примерно 23 учебные недели. Период обучения грамоте (литературное чтение) включает три этапа: добуквенный (подготовительный), основной (буквенный), послебуквенный (заключительный). Корректировка программы может быть проведена за счет уроков обобщающего этапа. Работу по совершенствованию навыка чтения и знакомству с авторскими произведениями можно проводить в рамках урока литературного чтения (параллельно с уроком литературного чтения). Например,

 

Учебник «Азбука» Учебник «Литературное чтение»
Е. Чарушин «Как мальчик научился говорить букву «р». Цель: совершенствование навыка чтения (в качестве речевой разминки) Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником    
К. Ушинский «Наше Отечество» Цель: совершенствование навыка чтения.   Определение учебных задач по разделу «Жили-были буквы». Выставка книг по теме.
В. Крупин «Первоучители словенские» Цель. Совершенствование навыка чтения. В. Данько «Загадочные буквы»  

 

На изучение курса русского языка в 1 классе отводится 115 часов (5 часов в неделю), что составляет примерно 23 учебные недели. Период обучения грамоте (русский язык) включает три этапа: добуквенный (подготовительный), основной (буквенный), послебуквенный (заключительный). Корректировка программы по данному курсу можно провести аналогичным образом.

 

4. Литературное чтение (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В.   Бойкина)

На изучение курса «Литературное чтение» во 2-3 классах отводится 4 часа в неделю. Таким образом, во 2 классе объем программы 136 часов (2 часа резервные), в 3 классе – 136 часов.             В 4 классе на изучение курса литературного чтения отводится 3 часа в неделю, что составляет общий объем программы – 102 часа.

Корректировку по курсу литературного чтения в каждом классе возможно провести за счет резервных часов (при их наличии), а также за счет уроков по теме «Проверим себя и оценим свои достижения». Эти темы можно включить в содержание предшествующих       уроков.

Также при корректировке тем можно на изучение каждого произведения отводить меньшее количество часов, чем прописано в программе.

Например, 2 класс: на изучение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и      рыбке» отводится 3 урока:

Знакомство с произведением;

Сравнение народной и литературной сказки;

Характеристика героев произведения;

Картины моря в сказке.

 Возможно сократить количество часов на изучения сказки до 2 часов:

• Знакомство с произведением. Сравнение с народной сказкой.

Определение главной мысли произведения. Характеристика героев.

Аналогичное сокращение можно провести при изучении всех крупнообъемных произведений.

Также при изучении разделов «Поэтическая тетрадь» в 3 классе, «Люблю природу русскую. Зима» для сокращения часов в рамках программы можно в урок включать одновременно знакомство от 2 до 4 поэтических текстов. Работу по организации изучения стихотворных текстов можно предложить в группе (по плану, заявленному учителем) с последующим представлением группой своего отработанного текста. Можно предложить работу по организации сравнения различных текстов (во 2 классе – на основе темы и настроения; в 3-4 классе: на основе темы, развития чувства, отбора языковых средств).

Не следует проводить корректировку за счет исключения некоторых произведений для изучения, а также включения неизученных произведений в программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

 

Русский язык (автор В.П. Канакина, В.Г., Горецкий)

На изучение русского языка в каждом классе начальной школы отводится по 4-5 часов в неделю (в зависимости от образовательной программы ОО). Курс рассчитан на 540 ч – 675 ч.: во 2-4 классах – по 136-170 ч.

          

Класс

В некоторых разделах курса русского языка 3 класса запланированы резервные часы (от 2 до 4-х в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ.

 Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

• Текст. Предложение. Словосочетание (с 14 часов до 12 часов);

• Слово в языке и речи (с 19 часов до 14 часов);

• Части речи (с 76 часов до 69 часов);

• Повторение (14 час) – тему повторения можно исключить и количество часов по данной теме включить в другие темы, рассматриваемые в 3 классе.

Не следует вносить коррективы в уроки, посвященные обучению умению создавать устные высказывания по теме, работе с текстом.

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении курса русского языка.

         

Класс

В некоторых разделах курса русского языка 3 класса запланированы резервные часы (от 2 до 4 в разделе), использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

• Текст. Предложение. Словосочетание (с 14 часов до 12 часов);

• Слово в языке и речи (с 19 часов до 14 часов);

• Части речи (с 76 часов до 69 часов);

• Повторение (14 час) – тему повторения можно исключать и количество часов по данной теме включить в другие темы, посвященные обучению умению создавать устные высказывания по теме, работе с текстом.

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении курса русского языка.

 

 4 класс

В некоторых разделах курса русского языка 4 класса запланированы резервные часы (от 2 до 4-х в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ.

Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

• Повторение (11 час) – при сокращении часов можно сократить или исключить;

• Слово в языке и речи (с 21 часа до 18 часов);

• Имя существительное (с 43 часов до 38 часов);

• Имя прилагательное (с 30 часов до 27 часов);

• Личные местоимения (с 7 часов до 5 часов);

• Глагол (с 34 часов до 30 часов);

• Повторение (15 час) - тему повторения можно исключить и количество часов по данной теме включить в другие темы, рассматриваемые в 4 классе.

Не следует вносить коррективы в уроки, посвященные обучению умению создавать устные высказывания по теме, работе с текстом.

При корректировке часов следует учитывать особенности класса, выявленные при изучении курса русского языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: