ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 | |
РАЗДЕЛ 1 | Государственная политика в отношении лиц, нуждающихся в социальной абилитации и реабилитации | 5 |
ЛЕКЦИЯ 1 | Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации: характеристика понятий и категорий. | 5 |
ЛЕКЦИЯ 2 | Нормативно-правовая база реабилитации инвалидов | 20 |
ЛЕКЦИЯ 3 | Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы | 28 |
ЛЕКЦИЯ 4 | Индивидуальная программа абилитации и реабилитации инвалида | 41 |
ЛЕКЦИЯ 5 | Структура системы комплексной реабилитации в РФ | 57 |
РАЗДЕЛ 2 | Формы и методы основных видов абилитации и реабилитации инвалидов | 67 |
ЛЕКЦИЯ 6 | Медицинская абилитация и реабилитация как компонент комплексной реабилитации | 67 |
ЛЕКЦИЯ 7 | Направления и содержание социальной абилитации и реабилитации | 75 |
ЛЕКЦИЯ 8 | Психосоциальные методыабилитации и реабилитации инвалидов | 85 |
ЛЕКЦИЯ 9 | Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов | 102 |
РАЗДЕЛ 3 | Особенности абилитации и реабилитации отдельных категорий инвалидов | 116 |
ЛЕКЦИЯ 10 | Социальная абилитация и реабилитация детей с особенностями развития | 116 |
ЛЕКЦИЯ 11 | Особенности социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста | 133 |
ЛЕКЦИЯ 12 | Особенности социальной абилитации и реабилитации инвалидов с нарушениями слуха, зрения | 143 |
ЛЕКЦИЯ 13 | Социальная абилитация и реабилитация больных с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью | 156 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 163 | |
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ | 164 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 165 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в России настоящий момент превышает 10 млн. человек, соответственно примерно каждый тринадцатый житель России имеет инвалидизирующую патологию здоровья.
Большое значение в связи с этим приобретает подготовка специалистов, владеющих знаниями в области реабилитации. Эти вопросы включает дисциплина «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов», которая входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.В12). Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний в области нормативно-правового регулирования и организации реабилитационных услуг инвалидам.
Курс лекций по дисциплине предполагает формирование следующих профессиональных компетенций:
ПК-3: способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов.
|
|
ПК-5: способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан.
Трудоемкость лекционного курса составляет 18 часов (0,5 зачетных единицы).
РАЗДЕЛ 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Лекция 1 Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации: характеристика понятий и категорий
· Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность»
· Причины и динамика инвалидности
· Социальные ограничения инвалидов
· Реабилитация как наука
· Сущность, содержание и принципы реабилитации
Сущность понятий «инвалид» и «инвалидность»
Для того, чтобы представить положение в обществе лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, необходимо выяснить сущность и содержание терминов «инвалид» и «инвалидность», а так же проанализировать понятие «ограниченные возможности здоровья», охарактеризовать социальные, экономические, поведенческие, эмоциональные последствия инвалидности.
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Сегодняшняя государственная политика в отношении инвалидов - результат ее развития в течение более 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.
В Федеральном законе №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 января 1995 г. (ред. от 29.12.15) в статье первой дается понятие «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», основания определения инвалидности.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
|
|
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются правительством Российской Федерации.
В статье второй Федерального закона №181 социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Итак, для определения инвалидности медико-социальная экспертиза устанавливает стойкие нарушения здоровья, ограничения жизнедеятельности и необходимость мер социальной защиты гражданина.
С медицинской точки зрения внимание концентрируется на физической или психической патологии инвалида, и, следовательно, нуждаемости в лечении, медицинской реабилитации и приспособлении к жизни с имеющимся заболеванием.
С социальной точки зрения люди с инвалидностью – это люди с ограниченными возможностями взаимосвязи с окружающей их средой и обществом по причине как дискриминации и неготовности принять инвалидов как полноправных членов в самом обществе, так и барьеров, воздвигаемых самими инвалидами.
На сегодняшний принята биопсихсоциальная модель инвалидности, которая учитывает все аспекты проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.
Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям, как со стороны общества, так и со стороны государственных структур.
Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оценки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989), графически представленная схемой (рис. 1):
|
|