Поисковое прогнозирование различных социальных ситуаций

Таким образом, социально-психологическое экспериментирование есть деятельность, ведущая к развитию у подростков коммуникативных навыков, понимания себя и интериоризации культурных и общественных норм и ценностей, способов поведения. На наш взгляд, репертуар подобных способов действия, заложенных в обществе, очень велик, подростку же необходимо выделить конструктивные способы, которые позволят ему продуктивно функционировать в социальной среде. Задача взрослого состоит в помощи построения подобного экспериментирования и фиксации результатов, их осознании подростком и интеграции этих результатов в уже имеющийся опыт.

Результатом «неудачных» экспериментов может стать проблемы в социальном развитии подростка: он не может выделить из культуры конструктивных способов действия – его прошлый опыт экспериментов не позволяет этого. Его отношения с другими и самим собой противоречивы, негативны. Противоречивы также и усвоенные ценности и нормы.

Однако, на наш взгляд, и у такого подростка не потерян шанс открыть конструктивные способы взаимодействия с миром, сбалансировать ценности и нормы, усвоенные им, обрести позитивное самоотношение. Это может произойти, если взрослый возьмет на себя ответственность за инициацию такого изменения, предоставит подростку пространство и некоторые способы в познании себя и своих возможностей. Прежде всего, необходимо помочь подростку осознать, как он строит восприятие своих отношений с окружающими людьми, какие способы установления этих отношений он выделил. Здесь важнейшую роль играет актуальное состояние образа «Я» подростка и индивидуальные особенности этой составляющей личности. В этом контексте важно также понять различия в образах «Я» благополучного подростка и подростка, с трудностями включения в общество. Это поможет отыскать и реализовать способы помощи. Суть работы психолога мы видим в том, чтобы по Б.Д. Эльконину, «найти способы инициации поиска способов» в освоении построения конструктивных отношений и дальнейшего социально-психологического экспериментирования.

Особенности взаимоотношений со взрослыми.

Учеба – это средство общения, а учитель – условие общения, кот. м.б. как + так и –. Отсюда именно коммуникативные качества личности учителя ценятся подростками больше всего.

Родители.

Происходят изменения и с родителями. Подростки и родители начинают сравнивать себя друг с другом (ревность, зависть). Кризис родительских чувств. Столкновение жизненных ценностей. Опыт родителей и идеализм подростков. Самостоятельность и зависимость (амбивалентность переживаний подростков, протест против гиперопеки (родители стремятся уберечь от излишних эмоциональных перегрузок), обида из-за отсутствия интереса к ним.) Безболезненным может быть переход к самостоятельности в случае стремления родителей понять своих детей и оказывать им необходимую эмоциональную поддержку. Родителям следует постоянно интересоваться жизнью подростков. В трудные минуты нельзя оставлять его один на один с неразрешимыми проблемами. Распространено предубеждение, что родители перестают играть существенную роль в формировании личности. Но на самом деле это не так. Подростки четко отграничивают сферы влияния своих сверстников и родителей. Так, от родителей они воспринимают систему ценностей, моральных принципов и норм поведения. Они обращаются к ним по фундаментальным проблемам. А от сверстников получают информацию по частным, сиюминутным вопросам (мода, формы общения и т.п.). Влияние родителей на подростков тем сильнее, чем сильнее отношения любви, доверия, искренности и привязанности между родителями и подростками. Тогда подростки, не боясь быть непонятыми, открывают свои тайны. При этом родители сами должны жить в соответствии с теми ценностями, кот. они провозглашают, т.к. подростки сразу чувствуют фальшь

Особенности взаимоотношений со сверстниками.

1.Появляются и проверяются на прочность отношения дружбы и товарищества. Несмотря на то, что подростки стараются все меньше зависеть от групповых мнений и настроений, именно подчинение неписаным законам группы является своеобразным членским билетом, подтверждающим принадлежность к ней. Каждая группа отличается своей униформой, стилем прически стилем разговорного языка. Возникает четкая дифференциация на "мы" и "они". Многие подростки не входят в такие компании, чаще всего потому, что сами не желают. У таких подростков, как правило, заниженная самооценка, они страдают от одиночества. Часто это бывает следствием коммуникативной неразвитости. Способность строить взаимоотношения в коллективе.

По сравнению с младшими подростками, у старших подростков и юношей намного сильнее развита способность к взаимному пониманию. Это помогает выстраивать контакты с окружающими, завязывать новые знакомства. Лучшее понимание себя помогает подросткам понять и других, повышает эмпатию, осознание чужих проблем и личностных особенностей.

 

Симптомы и трудности подросткового кризиса.

1.Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, внутренний отход от школы, т.к. главное теперь происходит вне школы. 2. Детские компании (поиски того, кто может тебя понять) 3. Появление личного дневника. Все это указывает на то, что ребенок обращается на самого себя. Во всех симптомах просматривается поиск ответа на вопрос "Кто Я?". Сам этот поворот не связан с физиологическими изменениями, однако появление физических изменений лишь усиливает эти симптомы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: