Категория ( греч. кategoria – суждение ) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Одна из педагогических категорий — педагогическая технология — фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования. Педагогическая технология — это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе.
Понятие «педагогическое взаимодействие». Оно подразумевает активность и педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса.
Педагогический процесс
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
В суперсистеме образования страны или области проводятся съезды, слеты, конференции, олимпиады, смотры, заседания, "круглые столы", педчтения, выпускаются газеты или педагогические страницы в них и т. д. В средних и малых системах проектируется еще больше педпроцессов. Мы уже рассматривали урок, беседу, экскурсию, экзамен и т. д. Педпроцессы в больших системах нередко строятся для организации взаимодействия самих педагогов, педагогов и представителей науки, культуры или управления. В малых же системах педпроцессы всегда обеспечивают взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой.
|
|
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
1) целевой (стратегические и тактические цели и задачи);
2) содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентации, опыта творческой деятельности);
3) деятельностный (способы и приемы освоения содержания);
4) результативный (достигнутые результаты);
5) ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).
Педагогический процесс – специально организованный образовательный процесс, в котором прогнозируется и технологично реализуется во взаимодействии преподавателя и учащегося изменение потребностей (выращивается цель), норм (усвоение нового содержания, новой информации), способностей (овладение методом совместной деятельности) [8, с. 211 – 212]. Структура педагогического процесса может быть рассмотрена по трем основаниям, как:
· специально организованный образовательный процесс (воспитание, обучение, развитие);
· взаимодействие преподавателя и учащегося, совокупность их осознанных действий;
|
|
· единство и целостность компонентов: цели, содержание, методы.
Особое внимание следует уделять связям между компонентами педагогического процесса. Выбор адекватных целям и содержанию методов обучения – стремление к гармонии, а нарушение приводит к разрушению педагогического процесса.
Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагога и обучаемых, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственный сил, потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Двусторонний процесс, осуществляемый педагогом (преподавание) и учащимися (учение) [, с. 95].
Итак, обучение рассматривается как совместная деятельность педагога и учащихся. С позиции учащегося их можно определить следующим образом:
1. Обучение – специально организованный процесс приобщения и усвоения субъектом социокультурных норм (научных, правовых, политических, моральных, эстетических, религиозных и др.), новой информации.
2. Развитие – специально организованный процесс выращивания субъектом собственных способностей, овладение цивилизованными, созидательными способами деятельности.
3. Воспитание – специально организованный процесс управления субъектом собственными потребностями, то есть процесс, который направлен на изменение потребностей, их переструктурирование, возникновение новой иерархии с преобладанием потребностей духовных.
Педагогическая задача
Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью». Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:
• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;
• преобразование содержания образования в учебный материал;
• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.