Международное воздушное право – совокупность междуна- родно-правовых принципов и норм, регулирующих международные по- леты и иные виды использования воздушного пространства.
Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. В начале XX в. (начало Первой мировой войны) была широко распространена «теория свободы воздуха» – госу- дарства не распространяют свой суверенитет на воздушное простран- ство, но постепенно государства начали применять теорию государ- ственного суверенитета и в отношении воздушного пространства.
В период между мировыми войнами происходит юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством. Государства заключают соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т. д.
Происходит превращение авиации в самостоятельный вид транс- порта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
В период Второй мировой войны в 1944 г. была подписана Чи- кагская конвенция о международной гражданской авиации, которая установила принципы международного воздушного права и учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
|
|
Основными принципами международного воздушного права яв- ляются:
– принцип государственного суверенитета над воздушным про- странством;
– принцип свободы полетов в международном воздушном про- странстве, в том числе над открытым морем. При полете над откры- тым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки от- личия и регистрационный номер не более чем одного государства;
– принцип соблюдения безопасности международных полетов.
В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:
– право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;
– право совершать на иностранной территории посадки с не- коммерческими целями (для дозаправки и др.);
– право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту;
– право принимать на борт с иностранной территории пассажи- ров, грузы и почту;
– право осуществлять перевозки между третьими странами, ми- нуя свою территорию.
Для организации полетов воздушных судов каждое государство на своей территории выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т. д. Кроме того, государство обязано предоставлять услуги радио- и метеорологических служб, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной без- опасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов – особым порядком получения разрешения на полет или ограничением полетов и т. д.
|
|
Существуют два вида предоставления государством иностран- ным судам права полета над своей территорией:
1) право регулярных полетов – основано на заключении двусто- ронних межправительственных договоров;
2) право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.
Различают три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:
1) воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов;
2) воздушное пространство над территориями с особым режи- мом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов;
3) государственное воздушное пространство – часть государ- ственной территории, воздушное пространство, вертикальными грани- цами которого является воображаемая вертикальная плоскость, прове- денная над линией государственной сухопутной и водной границы.
Государство обладает полным и исключительным суверените- том над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.
Режим воздушного пространства данного государства – сово- купность норм, установленных государством в соответствии с норма- ми международного права и регулирующих порядок использования этого пространства в целях обеспечения интересов государств и без- опасности воздушных передвижений в пределах его территории. В основе режима воздушного пространства государств лежит разреши- тельная система, которая означает, что:
– иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными согла- шениями государства (за исключением случаев бедствия);
– иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, которыми являются специальные международные аэропорты. Приземление в другом аэропорту запре- щено, за исключением случаев бедствия;
– иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами взлета и пунктами пропуска в пределах установленных ко- ридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах уста- новленных коридоров;
– иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения;
– воздушные суда должны иметь на борту свидетельство о реги- страции, товаротранспортные документы, билеты установленного ре- комендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознавательные знаки национальности и флаг государства на борту.
ИКАО представляет собой подлинный центр универсального со- трудничества заинтересованных государств, который занимается во- просами сотрудничества государств в области международной дея- тельности гражданской авиации и разработки международных стан- дартов и рекомендаций.
Важную роль в развитии правового регулирования междуна- родного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписан- ная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:
– установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам;
– сформулировала основные принципы материальной ответ- ственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате вы- полнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке;
|
|
– ограничила материальную ответственность перевозчика опре- деленными суммами.
Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причине- ния вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опозда- ние. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответ- ственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза.
МЕЖДУНАРОДНОЕ
КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное космическое право – это относительно новая отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих статус космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов, кос- мических объектов, а также регулирующих деятельность государств по освоению космоса.
Цель международного космического права ‒ обеспечение и под- держание международного мира, безопасности и сотрудничества госу- дарств, защита суверенных прав государств и интересов всего челове- чества путем регламентации взаимоотношений субъектов междуна- родного права в космической области.
В основе международного космического права так же, как и об- щего международного права, лежит идея мира и мирного сосущество- вания государств.
Под субъектом международного космического права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, участник международно- правовых отношений по поводу деятельности в космическом про- странстве или использования космических технологий.
Основными субъектами международного космического права являются государства как носители международных прав и обязанно- стей, осуществляющие основной объем космической деятельности.
Вторичными субъектами международного космического права выступают созданные государствами организации и правомерно дей- ствующие в соответствии со своей компетенцией (Международная организация спутниковой связи 1968 г.).
|
|
Для участия международных организаций в космической дея- тельности некоторые международные договоры, в частности Конвен- ция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объек- тами, 1972 г. (далее – Конвенция об ответственности 1972 г.) устанав- ливают следующие дополнительные условия:
1) организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению данной Конвенции;
2) большинство членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения Конвенции об ответ- ственности 1972 г.;
3) большинство членов этой организации должны быть участни- ками Договора о принципах деятельности государств по исследова- нию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.);
4) организация должна осуществлять космическую деятельность.
Международное право не исключает возможности реализации космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами), но предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать участие в создании норм этого права. Подписываемые юридическими лицами контракты с государствами не являются международными до- говорами, представляя собой лишь соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность ведется с разрешения и под по- стоянным наблюдением соответствующего государства, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.
Объектом международного космического права является все то, по поводу чего субъекты международного космического права всту- пают в международные правоотношения, т. е. материальные и нема- териальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.
Объектами международного космического права являются:
– космическое пространство;
– небесные тела;
– космонавты;
– искусственные космические объекты;
– наземные компоненты космических систем;
– результаты практической деятельности;
– космическая деятельность.
Начало формирования международного космического права бы- ло положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 ок- тября 1967 г. Ему принадлежит основная роль в процессе образования норм международного космического права, т. е. он является одним из основных источников международного космического права.
В Договоре по космосу 1967 г. содержатся обязательные для применения нормы и принципы, согласно которым космическое про- странство открыто для исследования и использования всеми государ- ствами в соответствии с международным правом.
К договорным источникам международного космического права также относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основы- ваются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных в согла- шениях общего характера. К ним относятся: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, за- пущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция об ответ- ственности 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности госу- дарств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также региональ- ные и двусторонние соглашения между государствами, между госу- дарствами и международными организациями.
Несмотря на сравнительно инновационный характер космиче- ского права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это два основополагающих принципа:
1) принцип свободы исследования;
2) принцип свободы использования космического пространства и небесных тел.
Один из основных принципов международного космического права ‒ принцип равноправия государств. Применительно к космиче-
ской деятельности этот принцип означает равенство прав всех госу- дарств как в осуществлении космической деятельности, так и реше- нии вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в между- народных отношениях также распространяется на космическую дея- тельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осу- ществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем каса- ющимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Договор по космосу 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов. Целый ряд положений дан- ного Договора вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. Например, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других госу- дарств, оказывать возможную помощь космонавтам других госу- дарств, информировать все страны о характере, ходе, месте и резуль- татах своей деятельности в космическом пространстве и т. д.
В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования косми- ческого пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел и др. Как отдельная от- расль международного права международное космическое право име- ет ряд характерных особенностей:
1) в космическом пространстве находятся небесные тела, терри- тории которых никому не принадлежат;
2) космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, морского и воздушного пространства, космическое про- странство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;
3) космическое пространство представляет собой особую опас- ность для деятельности в нем человека и в плане использования кос- моса в военных целях;
4) в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств.
Космическую деятельность можно определить как деятельность человека по исследованию и использованию космического простран- ства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхож- дения. Понятие космической деятельности связывается с деятельно- стью в космическом пространстве, включая операции, осуществляе- мые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управле- нием и возвращением на Землю.
Космическое пространство – это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (условно на высоте свыше 110 км).
Правовой режим космического пространства заключается преж- де всего в том, что оно не находится в общей собственности; на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; космиче- ское пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения, ни путем использования или оккупации, ни любым другим способом.
Космическое пространство открыто для исследования всеми госу- дарствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степе- ни развитости и являются достоянием всего человечества.
Понятие ответственности в международном космическом праве включает:
– международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;
– материальную ответственность за ущерб, причиненный в ре- зультате осуществления космической деятельности.
Законодательно ответственность государств за космическую де- ятельность установлена в Договоре по космосу 1967 г., где сказано, что государства-участники Договора несут международную ответ- ственность за деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что если
космическая деятельность осуществляется международной организа- цией, ответственность за выполнение положений Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники Договора.
Согласно Договору по космосу 1967 г. международную ответ- ственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом про- странстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государ- ство, которое выполняет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.
Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому госу- дарству, его физическим или юридическим лицам. Ущербом может быть: падение любых космических объектов или их частей, приведшее к гибе- ли людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юриди- ческим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Космический объект одного государства может причинить ущерб нахо- дящемуся на орбите объекту другого государства. Ущерб может выра- зиться также в создании помех космической радиосвязи и т. д.
Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юриди- ческих норм, речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нару- шением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом.