Международное воздушное право

Международное воздушное правосовокупность междуна- родно-правовых принципов и норм, регулирующих международные по- леты и иные виды использования воздушного пространства.

Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. В начале XX в. (начало Первой мировой войны) была широко распространена «теория свободы воздуха» – госу- дарства не распространяют свой суверенитет на воздушное простран- ство, но постепенно государства начали применять теорию государ- ственного суверенитета и в отношении воздушного пространства.

В период между мировыми войнами происходит юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством. Государства заключают соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т. д.

Происходит превращение авиации в самостоятельный вид транс- порта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

В период Второй мировой войны в 1944 г. была подписана Чи- кагская конвенция о международной гражданской авиации, которая установила принципы международного воздушного права и учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Основными принципами международного воздушного права яв- ляются:

– принцип государственного суверенитета над воздушным про- странством;

– принцип свободы полетов в международном воздушном про- странстве, в том числе над открытым морем. При полете над откры- тым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки от- личия и регистрационный номер не более чем одного государства;

– принцип соблюдения безопасности международных полетов.

В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:

– право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;

– право совершать на иностранной территории посадки с не- коммерческими целями (для дозаправки и др.);


– право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту;

– право принимать на борт с иностранной территории пассажи- ров, грузы и почту;

– право осуществлять перевозки между третьими странами, ми- нуя свою территорию.

Для организации полетов воздушных судов каждое государство на своей территории выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т. д. Кроме того, государство обязано предоставлять услуги радио- и метеорологических служб, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной без- опасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов – особым порядком получения разрешения на полет или ограничением полетов и т. д.

Существуют два вида предоставления государством иностран- ным судам права полета над своей территорией:

1) право регулярных полетов – основано на заключении двусто- ронних межправительственных договоров;

2) право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.

Различают три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:

1) воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов;

2) воздушное пространство над территориями с особым режи- мом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов;

3) государственное воздушное пространство – часть государ- ственной территории, воздушное пространство, вертикальными грани- цами которого является воображаемая вертикальная плоскость, прове- денная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Государство обладает полным и исключительным суверените- том над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.


Режим воздушного пространства данного государства – сово- купность норм, установленных государством в соответствии с норма- ми международного права и регулирующих порядок использования этого пространства в целях обеспечения интересов государств и без- опасности воздушных передвижений в пределах его территории. В основе режима воздушного пространства государств лежит разреши- тельная система, которая означает, что:

– иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными согла- шениями государства (за исключением случаев бедствия);

– иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, которыми являются специальные международные аэропорты. Приземление в другом аэропорту запре- щено, за исключением случаев бедствия;

– иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами взлета и пунктами пропуска в пределах установленных ко- ридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах уста- новленных коридоров;

– иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения;

– воздушные суда должны иметь на борту свидетельство о реги- страции, товаротранспортные документы, билеты установленного ре- комендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознавательные знаки национальности и флаг государства на борту.

ИКАО представляет собой подлинный центр универсального со- трудничества заинтересованных государств, который занимается во- просами сотрудничества государств в области международной дея- тельности гражданской авиации и разработки международных стан- дартов и рекомендаций.

Важную роль в развитии правового регулирования междуна- родного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписан- ная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:

– установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам;


– сформулировала основные принципы материальной ответ- ственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате вы- полнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке;

– ограничила материальную ответственность перевозчика опре- деленными суммами.

Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причине- ния вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опозда- ние. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответ- ственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза.

 




МЕЖДУНАРОДНОЕ

КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Международное космическое правоэто относительно новая отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих статус космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов, кос- мических объектов, а также регулирующих деятельность государств по освоению космоса.

Цель международного космического права ‒ обеспечение и под- держание международного мира, безопасности и сотрудничества госу- дарств, защита суверенных прав государств и интересов всего челове- чества путем регламентации взаимоотношений субъектов междуна- родного права в космической области.

В основе международного космического права так же, как и об- щего международного права, лежит идея мира и мирного сосущество- вания государств.

Под субъектом международного космического права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, участник международно- правовых отношений по поводу деятельности в космическом про- странстве или использования космических технологий.

Основными субъектами международного космического права являются государства как носители международных прав и обязанно- стей, осуществляющие основной объем космической деятельности.


Вторичными субъектами международного космического права выступают созданные государствами организации и правомерно дей- ствующие в соответствии со своей компетенцией (Международная организация спутниковой связи 1968 г.).

Для участия международных организаций в космической дея- тельности некоторые международные договоры, в частности Конвен- ция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объек- тами, 1972 г. (далее – Конвенция об ответственности 1972 г.) устанав- ливают следующие дополнительные условия:

1) организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению данной Конвенции;

2) большинство членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения Конвенции об ответ- ственности 1972 г.;

3) большинство членов этой организации должны быть участни- ками Договора о принципах деятельности государств по исследова- нию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.);

4) организация должна осуществлять космическую деятельность.

Международное право не исключает возможности реализации космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами), но предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать участие в создании норм этого права. Подписываемые юридическими лицами контракты с государствами не являются международными до- говорами, представляя собой лишь соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность ведется с разрешения и под по- стоянным наблюдением соответствующего государства, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

Объектом международного космического права является все то, по поводу чего субъекты международного космического права всту- пают в международные правоотношения, т. е. материальные и нема- териальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Объектами международного космического права являются:

– космическое пространство;

– небесные тела;


– космонавты;

– искусственные космические объекты;

– наземные компоненты космических систем;

– результаты практической деятельности;

– космическая деятельность.

Начало формирования международного космического права бы- ло положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 ок- тября 1967 г. Ему принадлежит основная роль в процессе образования норм международного космического права, т. е. он является одним из основных источников международного космического права.

В Договоре по космосу 1967 г. содержатся обязательные для применения нормы и принципы, согласно которым космическое про- странство открыто для исследования и использования всеми государ- ствами в соответствии с международным правом.

К договорным источникам международного космического права также относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основы- ваются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных в согла- шениях общего характера. К ним относятся: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, за- пущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция об ответ- ственности 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности госу- дарств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также региональ- ные и двусторонние соглашения между государствами, между госу- дарствами и международными организациями.

Несмотря на сравнительно инновационный характер космиче- ского права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это два основополагающих принципа:

1) принцип свободы исследования;

2) принцип свободы использования космического пространства и небесных тел.

Один из основных принципов международного космического права ‒ принцип равноправия государств. Применительно к космиче-


ской деятельности этот принцип означает равенство прав всех госу- дарств как в осуществлении космической деятельности, так и реше- нии вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в между- народных отношениях также распространяется на космическую дея- тельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осу- ществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем каса- ющимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Договор по космосу 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов. Целый ряд положений дан- ного Договора вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. Например, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других госу- дарств, оказывать возможную помощь космонавтам других госу- дарств, информировать все страны о характере, ходе, месте и резуль- татах своей деятельности в космическом пространстве и т. д.

В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования косми- ческого пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел и др. Как отдельная от- расль международного права международное космическое право име- ет ряд характерных особенностей:

1) в космическом пространстве находятся небесные тела, терри- тории которых никому не принадлежат;

2) космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, морского и воздушного пространства, космическое про- странство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;

3) космическое пространство представляет собой особую опас- ность для деятельности в нем человека и в плане использования кос- моса в военных целях;


4) в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств.

Космическую деятельность можно определить как деятельность человека по исследованию и использованию космического простран- ства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхож- дения. Понятие космической деятельности связывается с деятельно- стью в космическом пространстве, включая операции, осуществляе- мые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управле- нием и возвращением на Землю.

Космическое пространствоэто пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (условно на высоте свыше  110 км).

Правовой режим космического пространства заключается преж- де всего в том, что оно не находится в общей собственности; на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; космиче- ское пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения, ни путем использования или оккупации, ни любым другим способом.

Космическое пространство открыто для исследования всеми госу- дарствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степе- ни развитости и являются достоянием всего человечества.

Понятие ответственности в международном космическом праве включает:

– международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;

– материальную ответственность за ущерб, причиненный в ре- зультате осуществления космической деятельности.

Законодательно ответственность государств за космическую де- ятельность установлена в Договоре по космосу 1967 г., где сказано, что государства-участники Договора несут международную ответ- ственность за деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что если


космическая деятельность осуществляется международной организа- цией, ответственность за выполнение положений Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Согласно Договору по космосу 1967 г. международную ответ- ственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом про- странстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государ- ство, которое выполняет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому госу- дарству, его физическим или юридическим лицам. Ущербом может быть: падение любых космических объектов или их частей, приведшее к гибе- ли людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юриди- ческим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Космический объект одного государства может причинить ущерб нахо- дящемуся на орбите объекту другого государства. Ущерб может выра- зиться также в создании помех космической радиосвязи и т. д.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юриди- ческих норм, речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нару- шением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: