ОБРАЗОВАНИЕ
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
В процессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования
1. Мировоззренческая – с помощью образования человек формирует свои взгляды на мир и собственное место в этом мире.
|
|
2. Социализация – путём образования человек усваивает культурные ценности и социальные нормы, учится правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях.
3. Воспитательная – формирование личности и её гражданское становление.
4. Обучающая – усвоение знаний и овладение умениями и навыками.
5. Развивающая – удовлетворение духовных потребностей человека в познании, творческом росте.
6. Профессиональная – подготовка квалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка.
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структурные компоненты российской системы образования
1) органы управления образованием;
2) совокупность образовательных стандартов и программ;
3) сеть образовательных учреждений:
Согласно ФЗ "Об образовании" образование делится на два уровня: общее и профессиональное.
Уровнями общего образования являются:
Дошкольное образование
1. Начальное общее образование (1-4 кл.)
2. Основное общее образование (5-9 кл.)
3. Среднее общее образование (10-11 кл.)
Уровнями профессионального образования в РФ являются:
1. Среднее профессиональное образование
|
|
2. Высшее профессиональное образование (бакалавриат)
3. Высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура)
4. Высшее профессиональное образование (подготовка кадров высшей квалификации:
· аспирантура для подготовки научно - педагогических кадров;
· адъюнктура - аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел РФ и Министерству обороны РФ;
· ординатура - завершающая ступень подготовки медицинских кадров;
· ассистентура - стажировка - форма подготовки высших кадров в сфере искусств).
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах, колледжах, училищах, а высшее профессиональное в университетах, академиях, институтах.
Кроме того существует система дополнительного образования. Дополнительное образование подразумевает:
· Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
· Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.
Образование подразделяется на 3 основные формы обучения:
· очная, или дневная форма;
· очно-заочная (вечерняя);
· заочная.
Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.
К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.
4) принципы образовательной политики в РФ:
· гуманистический характер образования;
· приоритет общечеловеческих ценностей;
· право личности на свободное развитие;
· единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
· общедоступность образования;
· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях;
· свобода и плюрализм в образовании;
· демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Общие тенденции в развитии мирового образования
· Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
· Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
· Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
· Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
· Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
· Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
· Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.