Общие тенденции в развитии мирового образования

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

В процессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Функции образования

1. Мировоззренческая – с помощью образования человек формирует свои взгляды на мир и собственное место в этом мире.

2. Социализация – путём образования человек усваивает культурные ценности и социальные нормы, учится правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях.

3. Воспитательная – формирование личности и её гражданское становление.

4. Обучающая – усвоение знаний и овладение умениями и навыками.

5. Развивающая – удовлетворение духовных потребностей человека в познании, творческом росте.

6. Профессиональная – подготовка квалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка.

Система образования в РФ

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Структурные компоненты российской системы образования

1) органы управления образованием;

2) совокупность образовательных стандартов и программ;

3) сеть образовательных учреждений:

 

Согласно ФЗ "Об образовании" образование делится на два уровня: общее и профессиональное.

Уровнями общего образования являются:
Дошкольное образование

1. Начальное общее образование (1-4 кл.)

2. Основное общее образование (5-9 кл.)

3. Среднее общее образование (10-11 кл.)

 

Уровнями профессионального образования в РФ являются:

 

1. Среднее профессиональное образование

2. Высшее профессиональное образование (бакалавриат)

3. Высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура)

4. Высшее профессиональное образование (подготовка кадров высшей квалификации:

 

 

· аспирантура для подготовки научно - педагогических кадров;

· адъюнктура - аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел РФ и Министерству обороны РФ;

· ординатура - завершающая ступень подготовки медицинских кадров;

· ассистентура - стажировка - форма подготовки высших кадров в сфере искусств).


Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах, колледжах, училищах, а высшее профессиональное в университетах, академиях, институтах.

Кроме того существует система дополнительного образования. Дополнительное образование подразумевает:

· Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).

· Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

 

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения:

· очная, или дневная форма;

· очно-заочная (вечерняя);

· заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

 

4) принципы образовательной политики в РФ:

 

· гуманистический характер образования;

· приоритет общечеловеческих ценностей;

· право личности на свободное развитие;

· единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

· общедоступность образования;

· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

· светский характер образования в государственных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.





Общие тенденции в развитии мирового образования

· Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

· Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.

· Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

· Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

· Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

· Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

· Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: