Позиционное нападение. В случаях, когда команде не удается довести атаку стремительного нападения до логического завершения, т.е. до броска в корзину, и прежде чем соперники организуют эффективную игру в обороне, игроки атакующей команды переходят к более длительному розыгрышу мяча. В нем участвуют все пять игроков, действующих на своих позициях в соответствии с заранее распределенными функциями в рамках избранной командой системы игры. Такое нападение называется позиционным.
Позиционное нападение рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу наигранных комбинаций. Как и стремительное нападение, его условно можно разделить на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника в соответствии с реализуемой командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой комбинации. Для завершающей фазы характерно выполнение технико-тактических действий с целью поражения корзины соперника. Атаку завершают через образовавшееся в защите соперников «слабое звено».
Современные тенденции развития баскетбола проявляются и при организации позиционного нападения. Скоротечность разыгрываемых комбинаций при высокой степени сыгранности всех без исключения атакующих, повышенная требовательность к качеству и эффективности воспроизводимых на каждом участке площадки взаимодействий, все возрастающая значимость индивидуального мастерства и универсализации баскетболистов разного амплуа в каждой игровой фазе атаки – наиболее характерные черты данного вида командных действий.
Существуют две системы позиционного нападения: через центрового (одного или двух) и без центрового игрока.
Система позиционного нападения через центрового предполагает построение атакующих действий с использованием ярко выраженного высокорослого нападающего. В современном баскетболе центровой является стержневой фигурой на площадке. Поэтому любая команда при наличии достаточно подготовленного высокорослого игрока стремится в полной мере использовать его в игре и соответственно построить систему взаимодействий с его участием.
Возможна различная исходная расстановка нападающих. Центровой может располагаться на линии штрафного броска, в верхней, средней или нижней позиции на боковых сторонах трехсекундной зоны («краски»). Он, как правило, обращен лицом к своим партнерам и спиной к корзине соперников. Перед ним, прежде всего, ставится задача: маневрируя по периметру зоны и непрерывно взаимодействуя с партнерами, оттеснить своего опекуна ближе к корзине и занять выгодную позицию для получения мяча и последующего броска или борьбы за отскок на щите соперников. Другой обязанностью центрового может быть освобождение от опеки своих партнеров с помощью постановки заслонов или отвлечения внимания защитников от основного направления атаки.
Таким образом, атакующие комбинации с участием центрового завершаются либо выведением его на завершающий бросок мяча (рис. 19), либо созданием условий для результативного броска любому другому игроку (рис. 20). При этом все перемещения и взаимодействия нападающих в той или иной комбинации заранее изучаются и выполняются в игре по установке тренера или по команде разыгрывающего игрока.
Рисунок 19. Рисунок 20.
Система игры без центрового, или, как ее еще называют, свободное нападение, используется в случае отсутствия в рядах нападающих ярко выраженного центрового или для оперативного внесения коррективов в командную игру при решении задач ведения борьбы в рамках разработанной тактики для конкретного противника.
Выгодная для результативной атаки ситуация в данном случае создается с помощью ряда последовательных групповых взаимодействий атакующих игроков. Типичными комбинациями этой системы игры являются, например, «большая восьмерка» (рис. 21) и нападение серией заслонов (рис. 22).
Рисунок 21. Рисунок 22.
По их принципу возможно конструирование безграничного количества аналогичных взаимодействий с учетом индивидуальных сильных сторон игроков, составляющих каждую команду.
Командные действияв нападении изучаются в той же последовательности, что и групповые.
В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, действия всех игроков снова сводятся воедино.
Командные тактические действия изучаются при участии большого количества игроков и в условиях двустороннего противоборства, что создает определенные трудности на отдельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей способствует введение плановых ограничений в действия обороняющихся в пространстве и во времени. Наиболее распространенными из них являются: регламентирование участков площадки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое лимитирование количества повторений определенных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику групповому тактическому взаимодействию двух нападающих «передай мяч и выходи». Предложите схемы разновидностей этого взаимодействия.
2. Раскройте сущность группового тактического взаимодействия двух нападающих «заслон». Опишите разновидности заслонов и покажите их схематично.
3. Что представляет собой групповое тактическое взаимодействие двух нападающих «двойка»? Покажите его схематично.
4. Дайте определение групповым тактическим взаимодействиям двух нападающих «наведение» и пересечение. Отразите их схематично.
5. Дайте характеристику групповому тактическому взаимодействию трех нападающих «треугольник». Покажите схему этого взаимодействия.
6. Раскройте сущность группового тактического взаимодействия трех нападающих «тройка». Отразите его схематично.
7. Что представляет собой групповое тактическое взаимодействие трех нападающих «малая восьмерка»? Предложите схему этого взаимодействия.
8. Опишите групповое тактическое взаимодействие трех нападающих «скрестный выход». Как оно выглядит схематично?
9. Дайте характеристику групповым тактическим взаимодействиям трех нападающих «сдвоенный заслон»и « наведение на двух игроков». Отразите их схематично.
10. Как следует разучивать любое тактическое групповое взаимодействие игроков в нападении?
11. Раскройте сущность разновидностей тактических командных действий в нападении: «стремительное нападение» и «позиционного нападения».
12. Дайте характеристику разновидностям тактического командного действия «быстрый прорыв». Предложите схему одного из вариантов развития атаки для этой системы нападения.
13. Что представляет собой «раннее нападение»? Дайте схему одной из комбинаций этого вида «стремительного нападения».
14. Какие разновидности тактического командного действия «позиционное нападение» Вы знаете. Изобразите схематично примерную комбинацию этой системы игры в нападении.
15. Какой последовательности следует придерживаться при обучении любой разновидности тактических командных действий в нападении?