1. Эмоциональная связь:
Обращаются ли члены семьи за помощью друг к другу?
Чувствуют ли члены семьи себя близкими друг другу?
Важно ли для членов семьи чувство единства?
2. Семейные границы:
Предпочитают ли члены семьи общество друзей обществу друг друга?
Близки ли члены семьи с посторонними в большей степени, чем друг с другом?
Приветствуют ли члены семьи нежданные визиты к ним домой?
3. Принятие решений:
Советуются ли члены семьи друг с другом по поводу принятия решений?
Существует ли способ повлиять на уже принятые решения?
4. Время:
Любят ли члены семьи проводить время вместе?
Трудно ли им долгое время находиться вместе?
5. Друзья:
Существуют ли у членов семьи близкие друзья (отдельные от других членов семьи)?
Как принимаются друзья других членов семьи?
6. Интересы и отдых:
Часто ли семья собирается вместе?
Предпринимают ли члены семьи совместные мероприятия, приносящие удовольствие всем участникам?
Чтобы определить уровень гибкости семьи, полезно на приеме обсудить следующие темы.
|
|
1. Лидерство:
Может ли каждый член семь быть лидером?
Кто лидер у них в семье?
Как они принимают решения по важным для семьи вопросам?
2. Контроль:
Учитывается ли мнение детей при принятии семейных решений?
Принимаются ли семейные решения только родителями?
3. Дисциплина:
Выбирают ли дети самостоятельно форму поведения?
Обсуждают ли родители вместе с детьми форму наказания?
4. Роли:
Каковы способы выполнения повседневных дел в семье?
Могут ли домашние обязанности переходить от одного члена семьи к другому?
Существует ли в семье четкая система прав и обязанностей?
5. Правила:
Какие правила существуют в этой семье?
Изменяются ли эти правила под воздействием обстоятельств?
Приложение 3.
Системное интервью с индивидами и семьями как диагностический инструмент
ФАЗА БЕСЕДЫ (Когда?) | ТЕМА (Что?) | МЕТОДЫ (Как?) |
Приветствие | ||
Присоединение | С какими ожиданиями пришла семья? Кто их направил на консультацию? К кому они обращались прежде? | Линейные вопросы на тему знакомства. |
Определение проблемы | Вопросы об актуальной жизненной ситуации в семье. Как семья видит свою актуальную проблему? Какие существуют триггерные ситуации? История проблемы. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье? Предыдущие попытки решения. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы решений? | Циркулярный опрос. |
Расширение взгляда на проблему | Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему? Каковы положительные стороны проблемы? Гипотетические вопросы (Что было бы...? А если бы...?) | Циркулярный опрос. Прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. Позитивные функции проблемы. Рефлексивные вопросы. |
Определение цели (конкретной и поведенческой) | Вопросы о психологических ресурсах каждого. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее. Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? | Рефлексивные вопросы. |
Контракт | ||
Расставание |
|
|
Приложение 4
КАРТА ПЕРВИЧНОГО ПРИЕМА
Состав семьи (вся семья в целом) _____________________________________
Повод для обращения_______________________________________________
Кто направил_______________________________________________________
Описание проблемы (со слов клиентов) _________________________________
Идентифицированный пациент_______________
Структурные параметры _____________________________________________
Характеристики подсистемы родителей ________________________________
Характеристики детской подсистемы __________________________________
Семья с точки зрения сплоченности_____(подчеркнуть) __________________
Разобщенная Раздельная Связанная Запутанная
Семья с точки зрения гибкости_____(подчеркнуть) ______________________
Ригидная Структурированная Гибкая Хаотичная
Особенности иерархии_______________________________________________
Внешние границы __________________________________________________
Внутренние границы________________________________________________
Ролевая структура семьи
Стадия жизненного цикла и успешность ее прохождения
Характер структурных проблем________(подчеркнуть)
межпоколенные коалиции__ реверсия иерархии___
тип несбалансированности семейной структуры _________________________
Динамические параметры
Особенности коммуникации членов семьи _____________________________
Способы, используемые идентифицированным пациентом для поддержания в семье желательных паттернов взаимодействия___________________________
Семейные правила __________________________________________________
Семейные мифы ____________________________________________________
Стабилизаторы_____________________________________________________
История проблемы __________________________________________________
Предыдущие попытки решения _______________________________________
Определение целей психотерапии _____________________________________
Исторические параметры семьи _______________________________________
Уровень дифференциации семьи____________(подчеркнуть)______________
Слабый Умеренный Хороший
Основные треугольники_____________________________________________
Эмоциональные процессы в ядерной семье __________________________________________________________________
Семейные стрессоры__________________________________________________________
Эмоциональная реактивность_______________________________________________________
Адаптивность ______________________________________________________
Стабильность и целостность расширенной семьи ________________________
Эмоциональные разрывы ____________________________________________
Фокус в терапии ________
Прогноз________________
Генограмма расширенной семьи
Лабораторное занятие 2.