Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли.
2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
Истоки гуманистических идей педагогики.
Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Венцель, М.Монтессори).
Становление демократических идей в педагогике России ХIХ в. (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).
Принцип народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) и идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова.
Понятие авторской педагогической системы.
Классно – урочная система Коменского
Воспитание джентльмена Дж. Локк
Реализация идеи природосообразного развития в педагогической деятельности Песталоцци
Теоретические основы педагогической системы Л.Н. Толстого и ее реализация в Яснополянской школе.
Становление личностно-ориентированных педагогических концепций и систем в России 20-30х гг. в. (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
|
|
Основные типы школ в странах древнего Востока.
Влияние христианства на школу раннего средневековья.
Становление государственной системы образования и реформы школы в России 19-20 вв. Первый гимназии в России. П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе.
История университетского образования. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России.
Концепции трудового воспитания в Западной Европе ХХ в. (В. Лай, Г.К. Кершенштейнер) а также в России (А.С. Макаренко)
Экспериментальные школы в Западной Европе Америке в начале ХХ в. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
Дифференциация образования и обучения.
Модернизация российского образования. Реформы высшей школы.
Отечественные и зарубежные педагогические концепции воспитания и образования в современном мире.
Процесс интеграции национальных систем образования. Лиссабонский и Болонский процессы.
Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.
Алгоритм решения профессиональных задач
Педагогическая поддержка: сущность, истоки, цели, средства, условия и технология. Основные проблемы, требующие педагогической поддержки.
Педагогическая диагностика. Её функции.
Условия успешного взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.
Образовательная среда школы. Конструирования среды школы.
Информатизация образования: сущность, особенности. Информационные средства и технологии в системе образования.
|
|
Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли.
История педагогики как учебная дисциплина выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в.
Подходы к изучению:
1) Антропологический подход. Позволяет проследить каким образом в различных историч. обстоятельствах осмысливались и решались в процессе образования и воспитания задачи развития телесных душевных и духовых свойств и качеств человека, как индивида, личности и индивидуальности.
2) формационный подход.позволяет представить эволюцию мировой школы и педагогики, закономерности развития педагогической мысли и образования.
3) Цивилизационный подход. Предполагает выделение великих цивилизаций (Восточной, Западной, Российской) и специфики развития в них педагогики как компонента культуры.
4) Синхронный метод. Позволяет определять и характеризовать хронологические рубежи эволюции пед. идей и учений, преодолевать сложности, вызванных разновременностью сходных тенденций в воспитании и образовании в разных религиях и цивилизациях.
5) Компаративистский подход. Дает возможность учитывать и сравнивать однотипные и знаковые явления всех социально-экономических эпох и цивилизаций.
6) Конкретноисторический. Означает трактовку идей, практики образовательных институтов в русле философии позитивизма, служащей отправной точкой фактологического осмысления историко-педагогического процесса.
К методологии историко-педагогической науки относятся следующие: теоретические методы; метод реконструкции; метод объяснения и понимания.Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.
Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
Начало истории возникновения школы и воспитания как особых сфер деятельности связано с цивилизациями Древнего Востока, зарождение которых относится к IV тыс. до н. э. (Междуречье, Китай, Индия, Египет). Подлинного расцвета педагогическая теория и практика достигли в Древней Греции и Риме. Древняя Греция представляет две системы воспитания – спартанскую и афинскую. В Спарте воспитание имело военно-физический характер и служило подготовке мужественных и преданных городу-государству людей – членов военной общины, главным для которых было находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость, насилие, презрение и безжалостность к рабам, становиться воинами, будущими рабовладельцами. Иной подход представляла афинская система воспитания. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.
В период Средневековья сложилась следующая система воспитания и образования: церковные школы – для подготовки служителей культа; дети 7-15 лет (только мальчики); рыцарские школы – для феодалов (графов, герцогов; городские школы – светские учебные заведения; университеты – высшие школы, выпускники которых становились бакалаврами («украшенные лавром»). Развитие ремесел и торговли привело к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение их самому ремеслу осуществлялось либо в семьях, либо в процессе цехового ученичества. Объединениями купцов – гильдиями – создавались гильдейские школы.
|
|
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества. Педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась новая педагогика (как совокупность идей и практики), хотя как самостоятельной науки ее пока не было. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый вид общего образования, получившего название классического. Его главное содержание составляло изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое образование, стала гимназия.