Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития

Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли.

2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

Истоки гуманистических идей педагогики.  

Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Венцель, М.Монтессори).

Становление демократических идей в педагогике России ХIХ в. (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).

Принцип народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) и идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова.

Понятие авторской педагогической системы.

Классно – урочная система Коменского

Воспитание джентльмена Дж. Локк

Реализация идеи природосообразного развития в педагогической деятельности Песталоцци

Теоретические основы педагогической системы Л.Н. Толстого и ее реализация в Яснополянской школе.

Становление личностно-ориентированных педагогических концепций и систем в России 20-30х гг. в. (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).

Основные типы школ в странах древнего Востока.

Влияние христианства на школу раннего средневековья.

Становление государственной системы образования и реформы школы в России 19-20 вв. Первый гимназии в России. П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе.

История университетского образования. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России.

Концепции трудового воспитания в Западной Европе ХХ в. (В. Лай, Г.К. Кершенштейнер) а также в России (А.С. Макаренко)

Экспериментальные школы в Западной Европе Америке в начале ХХ в. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

Дифференциация образования и обучения.

Модернизация российского образования. Реформы высшей школы.

Отечественные и зарубежные педагогические концепции воспитания и образования в современном мире.

Процесс интеграции национальных систем образования. Лиссабонский и Болонский процессы.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.

Алгоритм решения профессиональных задач

Педагогическая поддержка: сущность, истоки, цели, средства, условия и технология. Основные проблемы, требующие педагогической поддержки.

Педагогическая диагностика. Её функции.

Условия успешного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.

Образовательная среда школы. Конструирования среды школы.  

Информатизация образования: сущность, особенности. Информационные средства и технологии в системе образования.

Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли.

История педагогики как учебная дисциплина выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в.

Подходы к изучению:

 

1) Антропологический подход. Позволяет проследить каким образом в различных историч. обстоятельствах осмысливались и решались в процессе образования и воспитания задачи развития телесных душевных и духовых свойств и качеств человека, как индивида, личности и индивидуальности.

 

2) формационный подход.позволяет представить эволюцию мировой школы и педагогики, закономерности развития педагогической мысли и образования.

 

3) Цивилизационный подход. Предполагает выделение великих цивилизаций (Восточной, Западной, Российской) и специфики развития в них педагогики как компонента культуры.

 

4) Синхронный метод. Позволяет определять и характеризовать хронологические рубежи эволюции пед. идей и учений, преодолевать сложности, вызванных разновременностью сходных тенденций в воспитании и образовании в разных религиях и цивилизациях.

 

5) Компаративистский подход. Дает возможность учитывать и сравнивать однотипные и знаковые явления всех социально-экономических эпох и цивилизаций.

 

6) Конкретноисторический. Означает трактовку идей, практики образовательных институтов в русле философии позитивизма, служащей отправной точкой фактологического осмысления историко-педагогического процесса.

 

К методологии историко-педагогической науки относятся следующие: теоретические методы; метод реконструкции; метод объяснения и понимания.Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.


 


Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

 

Начало истории возникновения школы и воспитания как особых сфер деятельности связано с цивилизациями Древнего Востока, зарождение которых относится к IV тыс. до н. э. (Междуречье, Китай, Индия, Египет). Подлинного расцвета педагогическая теория и практика достигли в Древней Греции и Риме. Древняя Греция представляет две системы воспитания – спартанскую и афинскую. В Спарте воспитание имело военно-физический характер и служило подготовке мужественных и преданных городу-государству людей – членов военной общины, главным для которых было находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость, насилие, презрение и безжалостность к рабам, становиться воинами, будущими рабовладельцами. Иной подход представляла афинская система воспитания. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

 

В период Средневековья сложилась следующая система воспитания и образования: церковные школы – для подготовки служителей культа; дети 7-15 лет (только мальчики); рыцарские школы – для феодалов (графов, герцогов; городские школы – светские учебные заведения; университеты – высшие школы, выпускники которых становились бакалаврами («украшенные лавром»). Развитие ремесел и торговли привело к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение их самому ремеслу осуществлялось либо в семьях, либо в процессе цехового ученичества. Объединениями купцов – гильдиями – создавались гильдейские школы.

 

В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества. Педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась новая педагогика (как совокупность идей и практики), хотя как самостоятельной науки ее пока не было. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый вид общего образования, получившего название классического. Его главное содержание составляло изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое образование, стала гимназия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: