Обращения. Междометия.Слова ДА,НЕТ

Обращения — это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. В поэтической речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные.

I. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком, например: 1) Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше (Н.О.)2) Товарищи! Я сейчас работаю так радостно, как никогда в жизни. (Н.О.)3) Земля родная, о тебе и сны, и думы наши. (Твард.)

1. Если обращение стоит в середине предложения, то оно с двух сторон выделяется запятыми, например: Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой. (Твард.)

2. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, например:

1) Я жду тебя, мой запоздалый друг. (П.) 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.) 3) О чем ты думаешь, казак?

3. Если части распространенного обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми, например: Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.)

4. Частица о от обращения знаками препинания не отделяется, например: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.)

II. После слов да и нет, служащих для выражения утверждения или отрицания, согласия или несогласия, ставится запятая или восклицательный знак, например: 1) Да, наша жизнь текла мятежно. (Н.) 2) Нет! В юности моей, мятежной и суровой, отрадного душе воспоминанья нет. (Н.)

III. Междометия отделяются от следующего за ними предложения запятой (если находятся в середине предложения, то выделяются запятыми), а когда произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: 1) Ах! Как это солнце ярко! (Т.) 2) А лес и правду шумел, ох, и шумел же! (Кор.) 3) Чу! Ночная птица кричит. (В. Бр.)

Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются: Ой  ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов!

Примечание. Междометия — это слова, которые выражают, не называя их, различные чувства (ах, ох, эх, увы, ура и др.), например: 1) Увы, на разные забавы я много жизни погубил. (П.) (чувство сожаления). 2) Ба! Знакомые все лица! (Тр.) (чувство удивления); побуждения (ну, эй, цыц и др.), например: 1) Ну, говори поскорей. (Н.) 2) Эй, Иван! Иди-ка стряпать! (Н.)

К междометиям примыкают звукоподражательные слова (динь-динь, тик-так и др.),

Образованные повторением одинаковых частей междометия и звукоподражательные слова пишутся с дефисом: ай-ай, ей-же-ей, ха-ха-ха.

Т И Р Е   СТАВИТСЯ:

1. Между подлежащим и сказуемым. (сх. № 21) Книга – источник знаний
2. При однородных членах                  (сх. № 28) Надежду и пловца – всё море поглотило
3. Для выделения вводных слов и предложений.                                                         (сх. № 25) Я слышал – правда ли? – вы знаете его
4. В БСП.                                               (сх. № 26) Заяц выскочит – собака помчится вслед.
5. В предложениях с прямой речью.   (сх. № 27) «Куда идете вы?» – спросил путник.
6. Между репликами диалога.       (сх. № 27) «Что вы сделали?» – «Ничего».
7. Между двумя словами со значением «от...до» Поезд Горький – Москва отправляется в 19.00. Прошло пять – десять минут

ДВОЕТОЧИЕ СТАВИТСЯ:

1. При однородных членах (с обобщ. словом) (Двоеточие ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить о далее идущем перечне.)                                                        (сх. № 28) 1. Нас было двое: брат и я.  2. На собрании выступили: директор Федоров П.П., инженер Сидорчик А.И., технолог Смирнов В.Л..
2. В БСП.                                        (сх. № 26) Сержусь я на самого себя: сам кругом виноват.
3. В предложениях с прямой речью.   (сх.№ 27) Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать».

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙСТАВИТСЯ:

В простом предложении с осложняющими конструкциями Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с ними не вела
Между частями сложного предложения, мало связанными по смыслу, или если внутри хотя бы одной части уже есть знаки парепинания У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту

  Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится

1. Существительное  –– существит. Байкал –– жемчужина Сибири.
2. Числ. –– числ. или числ. + сущ. Сто голов –– сто умов. Дважды два –– четыре. Ширина реки –– триста метров.
3. Н. ф глагола. –– Н. ф глагола или сущ.           или сущ Уметь слушать –– великое искусство.   Жить –– Родине служить.
4. Подлежащее –– ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ со сказуемым Стремиться вперёд ––                        вот цель жизни.
5. На месте пропуска глагола-связки в сказуемом. Наш класс –– лучший. (есть, является)

Тире не ставится:

1. Личн. мест. сущ. Онстудент. Мырабочие
2. Сущ. НЕ     сущ. Сердцене камень. Бедность не порок.
3. Сущ. КАК сущ. Озерокак зеркало. Лесточно терем расписной.

 


Обособление обстоятельств

Обособляются обстоятельства,выраженные НЕ обособляются обстоятельства, выраженные
1. деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями: Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. 1. наречиями, образованными от деепричастий: · Мой спутник шёл молча. · Дети играли смеясь. · Живи не унывая
2. сравнительными оборотами В лощинах туман, как молоко, 2. фразеологизмами с как · Дождь льёт как из ведра. · С него всё как с гуся вода.
3. существительными с предлогами благодаря, вследствие, вопреки, по причине, несмотря на и др.  Несмотря на все мои старания, я никак не мог уснуть 3. деепричастием или деепричастным оборотом, связанным с однородным с ним другим обстоятельством - не деепричастием К дверям кабинета все подходили перешёптываясь и на цыпочках.

Запятые при сравнительном обороте с союзом КАК

Запятые ставятся Запятые не ставятся
1. КАК = подобно Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. 1. оборот сКАК имеет обстоятельственное значение образа действия (как?) И полетел как стрела. ( как? каким образом?)
2. оборот начинается с КАК И Я занимаюсь спортом, как и мой брат. 2. КАК= в качестве (приравнивание,отождествление) Лев Толстой как художник гениален.
3. ТАК (ТАКОЙ)…КАК Черты лица у неё такие же, как у сестры. 3. КАК сущ. или прил. (именное сказуемое) Я вам как чужой. Зубы как жемчуг.
4. НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК // НЕ КТО ИНОЙ, КАК Не что иное, как химия, меня не интересует. 4. КАК … ТАК И (двойной союз) Пушкин писал как стихи, так и прозу.
5. сКАК начинается придаточное предложение Я видел, как зажигаются звёзды. 5. НЕ КАК Поступил не как друг.
6. оборот с КАК обозначает причину (почему?) Сосна, как дерево смолистое, не поддаётся гниению. 6. КАКво фразеологизмах Всё идёт как по маслу.
7. КАК начинает вводное словосочетание или предложение Но, как на беду, в это время повернулся губернатор. 7. КАК МОЖНО КАК НЕЛЬЗЯ (лучше, хуже, скорее и др.) Эту задачу нужно решить как можно скорее.

               Обособление определений и приложений


I

Обособляются согласованные определения и приложения, стоящие после определяемого слова, если

1. они распространённые · Стояла тёплая мгла, полная звёзд и сверчков. · Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе.
2. они являются однородными членами предложения · Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу. · Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная. · В. Брюсов, писатель и учёный, всегда поражал меня широтой своих интересов.
3. они выражены причастным оборотом · Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём величии.

II

Обособляются любые определения и приложения, стоящие до или после определяемого слова, если

1. относятся к личному местоимению · Как, бедной, мне не горевать. · Мы, охотники, счастье своё находим у костра. · Наделённый недюжинной силой, онработал за четверых.
2. имеют добавочное значение причины, уступки или уточнения · Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт. · Коренной моряк, Воропаев увидел море уже будучи взрослым. · Пушкин, как истинный художник, всегда чутко прислушивался к жизни народной. · Ребёнок был в больших, не по ноге, валенках. · Другая невестка, Варвара, стояла у открытого окна.
Приложение – особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд». Несогласованные определения выражаются именем существительным и связаны с ним по способу управления, реже – примыкания: лицо (какое?) в веснушках; чтение (какое?)  вслух; журнал (какой?) «Смена».

 

              Вводные слова и вставные конструкции

 

Запомни значения вводных слов:

1. Уверенность: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется
2. Неуверенность: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности.
3. То или иное чувство: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, на беду, к сожалению, к счастью, к удивлению, странное дело, чего доброго.
4. Источник сообщения: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится.
5. Последовательность явлений: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, однако, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.
6. Способ выражения, оформления мыслей одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря мягко выражаясь.
7. Привлечение внимания видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь

 

Знаки препинания

1. Запятая, если вначале или в конце предложения – с одной стороны; в середине с обеих сторон. Как выражаются моряки, ветер крепчал Я, разумеется, обошёлся весьма бережно со стариком…
2. Два тире, если находятся внутри предложения и выражают дополнительное замечание, связанное непосредственно с содержанием предложения. Пригибаясь, Юргин бросился к своему окошку, где у него – он помнил – лежала связка гранат.
3. Двойные скобки, если находятся внутри предложения и имеют характер попутного замечания. Однажды вечером (это было весной) раздался стук в дверь.

 

Примечание: одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных (не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемых или обстоятельств). Ср.: За тем лесом, видно, озеро. – За тем лесом видно озеро.

Знаки препинания в

   бессоюзных сложных предложениях

 


Раскрывает содержание
ДВОЕТОЧИЕ                                                                                         ЗАМЕНА

             
 
   
 


                                                                                                                         , а именно             

 


 
Указывает причину
2
 
__________  
__________  
                                                                                                                        , потому что

                                                                                                                        , так как

 


 
 
Дополняет
3
                                                                                           , что

 

     
 
и увидел... и услышал... и почувствовал.          Я поднял голову:высоко в небе                    неслись перелетные птицы. (Я поднял голову и увидел, что высоко...)
1. Вокруг шла обычная работа: кто-то делал раствор, кто-то носил кирпичи, кто-то клал стену. 2.  Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 3. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

 


ТИРЕ                                                                                          ЗАМЕНА

             
 __________  
 
 __________  
 
 __________  
 
 __________ 


4
                                                                                                               , а (но)

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

 

 


5
 Время. Условие
 __________  
 __________  
 __________  
                                                                           Когда                  , то

                                                            Если

             
 __________  
 
Вывод. Следствие
 
     ________  
 
     ________  


6
                                                                                                             , значит

                                                                                                         , поэтому

                                                                                                               , так что

     
Сравнение
  __________  


7
   ________  
   ________  
                                                                                                              , словно

                                                                                                    , точно   

                                                                                                              , как  

 

Проснулся – пять станций убежало назад. Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.
8
 __________  
 __________  
                                        

 

 

 

  Знаки препинания при прямой речи


I.         А, а - слова автора                                      П, п - прямая речь

1."П", – а. 2."П!(?)" – а. 3."П…" – а.   БЛОК 1 1. А: "П". 2. А: "П!(?)" 3. А: "П…"   БЛОК 2

1. "П, – а, – п".

2. "П, – а. – П".

3. "П!(?) – а. – П".

(4."П, а: – П".)

БЛОК 3

1. А: "П"(,) – а. 2. А: "П!(?)" – а. 3. А: "П…" – а.   БЛОК 4

БЛОК 1: 1)"Отпустите его", – попросил мальчик. 2)"А это кто?" – спросил Антон. 3)"Бедная моя, бедная…" – повторяла мать.

БЛОК 2. 1)Взглянув в окно, он вздохнул: " Уже рассвет". 2) Тимофей задумался: "Кто же мог сделать такое?" 3)Вспоминая прошедшие дни, он шептал: "Как хороши, как свежи были розы…"

БЛОК 3. 1)"Бабушка, – сказал Егорушка, – я спать хочу". 2) "Наше присутствие на месте необходимо, – закончил Карташов. –  Я выезжаю завтра". 3) " Почему в шесть? – спросил Павел. – Ведь сменяются в семь". (Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая - ко второй, то: 4)"Не сердись, – повторил он шепотом и добавил: – Плакать тоже не надо".)

БЛОК 4. 1) Он произнёс: "Мне что-то нездоровится сегодня"– и умолк. 2)На вопрос мой: "Жив ли старый смотритель?" – никто не мог ответить. 3) Дед гладил внука по склоненной головёнке: "Хороший мальчик. Хороший…" – приговаривал он.

II.   Знаки препинания при цитатах.

1. Цитату со словами автора оформляем как прямую речь.

  "Язык, – отмечал А.П.Чехов, – должен быть прост и изящен".

2. Если цитата включается в авторский текст, как часть предложения, она заключается в кавычки и пишется с маленькой буквы.

  А.М.Горький говорил, что "труд - основа культуры".

3. Пропуск текста в цитате отмечается многоточием.

Белинский считает, что "общий колорит

поэзии Пушкина - внутренняя красота человека…"

4. В кавычки заключаются слова и выражения, употребляемые в необычном значении, иронически, впервые предлагаемые и т.д.

Таких рассказов я, человек неопытный

и в деревне не " живалый", наслушался вдоволь.

III.    Знаки препинания в диалогах.

Наконец Захар кашлянул. Что ты?  спросил Илья Ильич.Слуга пробормотал недовольно :– Ведь вы звали? Звал? Зачем же это я звал - не помню! отвечал барин, потягиваясь. Поди пока к себе, а я вспомню.

"Тебе чего-нибудь хочется?" – "Нет", – ответила Бэла. – "Ты тоскуешь по родным?" – Девушка отвернулась: "У меня нет родных".

         

















Знаки препинания

     при однородных членах предложения

1. О,О,О,О.

2. О, а О. (но, да=но, однако, зато).

3. О и О. (да=и, или, либо).

4. О и О, О и О.

5. (и)О, и О, и О, и О. (то..., то...; не то..., не то...; ни..., ни...)

6.

не только..., но и...; если не..., то...; не столько..., сколько...; хотя и..., но...
как О,так и О.

7.

, как-то:... , (а) именно:... , например:...
¤: О,О,О.

8. ¤: О,О,О – …

9.

– (одним) словом
О,О,О – ¤


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ¤ – обобщающее слово

2. и, да, ни..., ни..., не только, но и..., тоже, также – соединительные союзы

3. а, но, да, однако, же, между тем, зато – противительные союзы..

4. либо...либо, то...то, или, не то...не то – разделительные союзы.

Например:

1. В воздух взлетели синие, желтые, красные шары.

2. Дети собирали в лесу не грибы, а ягоды.

3. Они устали и вернулись домой.

4. В лесу мы видели муравьев и паучков, дятла и кукушку.

5. В праздник ребятишки (и) пели, и плясали, и водили хоровод.

6. Зубы надо чистить как утром, так и вечером.

7. Подарки любят ВСЕ: и взрослые и дети.

8. ВСЁ: и река, и лес, и поле – было покрыто туманом.

9. Ни воды, ни земли, ни неба – НИЧЕГО не было видно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: