Обращения — это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. В поэтической речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные.
I. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком, например: 1) Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше (Н.О.)2) Товарищи! Я сейчас работаю так радостно, как никогда в жизни. (Н.О.)3) Земля родная, о тебе и сны, и думы наши. (Твард.)
1. Если обращение стоит в середине предложения, то оно с двух сторон выделяется запятыми, например: Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой. (Твард.)
2. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, например:
1) Я жду тебя, мой запоздалый друг. (П.) 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.) 3) О чем ты думаешь, казак?
3. Если части распространенного обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми, например: Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.)
|
|
4. Частица о от обращения знаками препинания не отделяется, например: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.)
II. После слов да и нет, служащих для выражения утверждения или отрицания, согласия или несогласия, ставится запятая или восклицательный знак, например: 1) Да, наша жизнь текла мятежно. (Н.) 2) Нет! В юности моей, мятежной и суровой, отрадного душе воспоминанья нет. (Н.)
III. Междометия отделяются от следующего за ними предложения запятой (если находятся в середине предложения, то выделяются запятыми), а когда произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: 1) Ах! Как это солнце ярко! (Т.) 2) А лес и правду шумел, ох, и шумел же! (Кор.) 3) Чу! Ночная птица кричит. (В. Бр.)
Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются: Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов!
Примечание. Междометия — это слова, которые выражают, не называя их, различные чувства (ах, ох, эх, увы, ура и др.), например: 1) Увы, на разные забавы я много жизни погубил. (П.) (чувство сожаления). 2) Ба! Знакомые все лица! (Тр.) (чувство удивления); побуждения (ну, эй, цыц и др.), например: 1) Ну, говори поскорей. (Н.) 2) Эй, Иван! Иди-ка стряпать! (Н.)
К междометиям примыкают звукоподражательные слова (динь-динь, тик-так и др.),
Образованные повторением одинаковых частей междометия и звукоподражательные слова пишутся с дефисом: ай-ай, ей-же-ей, ха-ха-ха.
Т И Р Е СТАВИТСЯ:
1. Между подлежащим и сказуемым. (сх. № 21) | Книга – источник знаний |
2. При однородных членах (сх. № 28) | Надежду и пловца – всё море поглотило |
3. Для выделения вводных слов и предложений. (сх. № 25) | Я слышал – правда ли? – вы знаете его |
4. В БСП. (сх. № 26) | Заяц выскочит – собака помчится вслед. |
5. В предложениях с прямой речью. (сх. № 27) | «Куда идете вы?» – спросил путник. |
6. Между репликами диалога. (сх. № 27) | «Что вы сделали?» – «Ничего». |
7. Между двумя словами со значением «от...до» | Поезд Горький – Москва отправляется в 19.00. Прошло пять – десять минут |
ДВОЕТОЧИЕ СТАВИТСЯ:
|
|
1. При однородных членах (с обобщ. словом) (Двоеточие ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить о далее идущем перечне.) (сх. № 28) | 1. Нас было двое: брат и я. 2. На собрании выступили: директор Федоров П.П., инженер Сидорчик А.И., технолог Смирнов В.Л.. |
2. В БСП. (сх. № 26) | Сержусь я на самого себя: сам кругом виноват. |
3. В предложениях с прямой речью. (сх.№ 27) | Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать». |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙСТАВИТСЯ:
В простом предложении с осложняющими конструкциями | Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с ними не вела |
Между частями сложного предложения, мало связанными по смыслу, или если внутри хотя бы одной части уже есть знаки парепинания | У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту |
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится | ||
1. | Существительное –– существит. | Байкал –– жемчужина Сибири. |
2. | Числ. –– числ. или числ. + сущ. | Сто голов –– сто умов. Дважды два –– четыре. Ширина реки –– триста метров. |
3. | Н. ф глагола. –– Н. ф глагола или сущ. или сущ | Уметь слушать –– великое искусство. Жить –– Родине служить. |
4. | Подлежащее –– ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ со сказуемым | Стремиться вперёд –– вот цель жизни. |
5. | На месте пропуска глагола-связки в сказуемом. | Наш класс –– лучший. (есть, является) |
Тире не ставится: | ||
1. | Личн. мест. сущ. | Онстудент. Мырабочие |
2. | Сущ. НЕ сущ. | Сердцене камень. Бедность не порок. |
3. | Сущ. КАК сущ. | Озерокак зеркало. Лесточно терем расписной. |
Обособление обстоятельств
Обособляются обстоятельства,выраженные | НЕ обособляются обстоятельства, выраженные |
1. деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями: Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. | 1. наречиями, образованными от деепричастий: · Мой спутник шёл молча. · Дети играли смеясь. · Живи не унывая |
2. сравнительными оборотами В лощинах туман, как молоко, | 2. фразеологизмами с как · Дождь льёт как из ведра. · С него всё как с гуся вода. |
3. существительными с предлогами благодаря, вследствие, вопреки, по причине, несмотря на и др. Несмотря на все мои старания, я никак не мог уснуть | 3. деепричастием или деепричастным оборотом, связанным с однородным с ним другим обстоятельством - не деепричастием К дверям кабинета все подходили перешёптываясь и на цыпочках. |
Запятые при сравнительном обороте с союзом КАК
Запятые ставятся | Запятые не ставятся |
1. КАК = подобно Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. | 1. оборот сКАК имеет обстоятельственное значение образа действия (как?) И полетел как стрела. ( как? каким образом?) |
2. оборот начинается с КАК И Я занимаюсь спортом, как и мой брат. | 2. КАК= в качестве (приравнивание,отождествление) Лев Толстой как художник гениален. |
3. ТАК (ТАКОЙ)…КАК Черты лица у неё такие же, как у сестры. | 3. КАК сущ. или прил. (именное сказуемое) Я вам как чужой. Зубы как жемчуг. |
4. НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК // НЕ КТО ИНОЙ, КАК Не что иное, как химия, меня не интересует. | 4. КАК … ТАК И (двойной союз) Пушкин писал как стихи, так и прозу. |
5. сКАК начинается придаточное предложение Я видел, как зажигаются звёзды. | 5. НЕ КАК Поступил не как друг. |
6. оборот с КАК обозначает причину (почему?) Сосна, как дерево смолистое, не поддаётся гниению. | 6. КАКво фразеологизмах Всё идёт как по маслу. |
7. КАК начинает вводное словосочетание или предложение Но, как на беду, в это время повернулся губернатор. | 7. КАК МОЖНО КАК НЕЛЬЗЯ (лучше, хуже, скорее и др.) Эту задачу нужно решить как можно скорее. |
Обособление определений и приложений
|
|
I Обособляются согласованные определения и приложения, стоящие после определяемого слова, если | 1. они распространённые | · Стояла тёплая мгла, полная звёзд и сверчков. · Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. |
2. они являются однородными членами предложения | · Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу. · Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная. · В. Брюсов, писатель и учёный, всегда поражал меня широтой своих интересов. | |
3. они выражены причастным оборотом | · Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём величии. | |
II Обособляются любые определения и приложения, стоящие до или после определяемого слова, если | 1. относятся к личному местоимению | · Как, бедной, мне не горевать. · Мы, охотники, счастье своё находим у костра. · Наделённый недюжинной силой, онработал за четверых. |
2. имеют добавочное значение причины, уступки или уточнения | · Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт. · Коренной моряк, Воропаев увидел море уже будучи взрослым. · Пушкин, как истинный художник, всегда чутко прислушивался к жизни народной. · Ребёнок был в больших, не по ноге, валенках. · Другая невестка, Варвара, стояла у открытого окна. |
Приложение – особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд». Несогласованные определения выражаются именем существительным и связаны с ним по способу управления, реже – примыкания: лицо (какое?) в веснушках; чтение (какое?) вслух; журнал (какой?) «Смена». |
|
|
Вводные слова и вставные конструкции
Запомни значения вводных слов: | ||
1. | Уверенность: | безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется |
2. | Неуверенность: | вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности. |
3. | То или иное чувство: | к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, на беду, к сожалению, к счастью, к удивлению, странное дело, чего доброго. |
4. | Источник сообщения: | говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится. |
5. | Последовательность явлений: | во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, однако, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть. |
6. | Способ выражения, оформления мыслей | одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря мягко выражаясь. |
7. | Привлечение внимания | видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь |
Знаки препинания | ||
1. | Запятая, если вначале или в конце предложения – с одной стороны; в середине с обеих сторон. | Как выражаются моряки, ветер крепчал Я, разумеется, обошёлся весьма бережно со стариком… |
2. | Два тире, если находятся внутри предложения и выражают дополнительное замечание, связанное непосредственно с содержанием предложения. | Пригибаясь, Юргин бросился к своему окошку, где у него – он помнил – лежала связка гранат. |
3. | Двойные скобки, если находятся внутри предложения и имеют характер попутного замечания. | Однажды вечером (это было весной) раздался стук в дверь. |
Примечание:
одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных (не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемых или обстоятельств).
Ср.: За тем лесом |
Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях
|
| |||||||
| |||||||
, а именно
|
|
|
|
|
|
, так как
|
|
|
|
| ||||
|
ТИРЕ ЗАМЕНА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если
|
|
|
| ||||||||
|
– , поэтому
, так что
| ||||
|
|
|
|
– , точно
, как
|
|
|
|
Знаки препинания при прямой речи
I. А, а - слова автора П, п - прямая речь | ||||
1."П", – а. 2."П!(?)" – а. 3."П…" – а. БЛОК 1 | 1. А: "П". 2. А: "П!(?)" 3. А: "П…" БЛОК 2 | 1. "П, – а, – п". 2. "П, – а. – П". 3. "П!(?) – а. – П". (4."П, – а: – П".) БЛОК 3 | 1. А: "П"(,) – а. 2. А: "П!(?)" – а. 3. А: "П…" – а. БЛОК 4 | |
БЛОК 1: 1)"Отпустите его", – попросил мальчик. 2)"А это кто?" – спросил Антон. 3)"Бедная моя, бедная…" – повторяла мать. БЛОК 2. 1)Взглянув в окно, он вздохнул: " Уже рассвет". 2) Тимофей задумался: "Кто же мог сделать такое?" 3)Вспоминая прошедшие дни, он шептал: "Как хороши, как свежи были розы…" БЛОК 3. 1)"Бабушка, – сказал Егорушка, – я спать хочу". 2) "Наше присутствие на месте необходимо, – закончил Карташов. – Я выезжаю завтра". 3) " Почему в шесть? – спросил Павел. – Ведь сменяются в семь". (Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая - ко второй, то: 4)"Не сердись, – повторил он шепотом и добавил: – Плакать тоже не надо".) БЛОК 4. 1) Он произнёс: "Мне что-то нездоровится сегодня"– и умолк. 2)На вопрос мой: "Жив ли старый смотритель?" – никто не мог ответить. 3) Дед гладил внука по склоненной головёнке: "Хороший мальчик. Хороший…" – приговаривал он. | ||||
II. Знаки препинания при цитатах. | ||||
1. Цитату со словами автора оформляем как прямую речь. "Язык, – отмечал А.П.Чехов, – должен быть прост и изящен". 2. Если цитата включается в авторский текст, как часть предложения, она заключается в кавычки и пишется с маленькой буквы. А.М.Горький говорил, что "труд - основа культуры". 3. Пропуск текста в цитате отмечается многоточием. Белинский считает, что "общий колорит поэзии Пушкина … - внутренняя красота человека…" 4. В кавычки заключаются слова и выражения, употребляемые в необычном значении, иронически, впервые предлагаемые и т.д. Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не " живалый", наслушался вдоволь. | ||||
III. Знаки препинания в диалогах. | ||||
Наконец Захар кашлянул. – Что ты? – спросил Илья Ильич.Слуга пробормотал недовольно :– Ведь вы звали? – Звал? Зачем же это я звал - не помню! – отвечал барин, потягиваясь. – Поди пока к себе, а я вспомню. | "Тебе чего-нибудь хочется?" – "Нет", – ответила Бэла. – "Ты тоскуешь по родным?" – Девушка отвернулась: "У меня нет родных". | |||
Знаки препинания
при однородных членах предложения
1. О,О,О,О.
2. О, а О. (но, да=но, однако, зато).
3. О и О. (да=и, или, либо).
4. О и О, О и О.
5. (и)О, и О, и О, и О. (то..., то...; не то..., не то...; ни..., ни...)
6.
|
7.
|
8. ¤: О,О,О – …
9.
|
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ¤ – обобщающее слово
2. и, да, ни..., ни..., не только, но и..., тоже, также – соединительные союзы
3. а, но, да, однако, же, между тем, зато – противительные союзы..
4. либо...либо, то...то, или, не то...не то – разделительные союзы.
Например:
1. В воздух взлетели синие, желтые, красные шары.
2. Дети собирали в лесу не грибы, а ягоды.
3. Они устали и вернулись домой.
4. В лесу мы видели муравьев и паучков, дятла и кукушку.
5. В праздник ребятишки (и) пели, и плясали, и водили хоровод.
6. Зубы надо чистить как утром, так и вечером.
7. Подарки любят ВСЕ: и взрослые и дети.
8. ВСЁ: и река, и лес, и поле – было покрыто туманом.
9. Ни воды, ни земли, ни неба – НИЧЕГО не было видно.