Борисова Екатерина Владимировна, группа 31 ПДО
«Педагогика дополнительного образования»
Руководитель: Данилова Е. Ю.
Использование интерактивной модели работы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
В музейной деятельности такая работа предполагает не только одностороннее получение знаний «экскурсовод-посетитель», но и их активное взаимодействие, в том числе с привлечением музейных средств и экспонатов.
Следует отметить, что экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят полифункциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения экспонатов, сотрудничества с музейными педагогами, общениями между собой. И чем более вариативна музейная программа, предлагающая детям широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций индивидуального или коллективного труда, игры, приключений, тем больше возможностей у музея стать местом открытий.
|
|
Ключевой принцип интерактивной деятельности - принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея.
Уже научно подтверждено то, как человек усваивает новое:
То, что слышим, - 10%.
То, что видим, - 50%.
То, что делаем, - 90%.
В основе развивающих методик музейной педагогики лежит постулат выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность[9]».
Наиболее эффективными и в то же время востребованными детьми являются следующие интерактивные формы музейной деятельности.
Во-первых, экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея.
Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомиться с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т.п.).
Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей.
В работе со школьным возрастом можно задействовать следующие виды экскурсий: экскурсии с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями.
|
|
Во-вторых, музейные занятия (уроки). Например, проводятся интерактивные занятия «Письма с фронта» и «Книга памяти». Так же можно проводить тематические уроки такие как «С чего начинается Родина», «Мой Пермский край» и т.д.
На занятии «Письма с фронта» воспитанники знакомятся с подлинными письмами фронтовиков, а затем сами пишут письма родственникам, сверстникам или безымянным адресатам. В этих письмах они пытаются отразить те чувства, мысли, которые возникают у человека в трудные, переломные моменты его жизни.
Занятие «Книга памяти» предполагает работу с Книгой памяти области, в которую занесены фамилии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Изучая Книгу памяти, дети находят своих однофамильцев, а возможно, и родственников, и пытаются выстроить, восстановить (совместно с педагогом) историю своей семьи (историю своей жизни), что способствует формированию у них чувства гордости за своих предков, сопричастности к их подвигу, самоуважения.
В-третьих, очень востребованной формой являются мастер-классы.
Мастер-класс – это уникальная возможность для каждого ребенка попробовать себя в творчестве!
Детям хочется не только созерцать увиденное, но и пробовать, что-то создавать своими руками. Особенно, когда результат этого творчества имеет «свою историю» и может доставить радость родным и близким.
Например, мастер-класс «Открытка ветерану». Оформление открытки ко Дню Победы, «История новогодней игрушки», по пошиву народных кукол, создание виртуальной экспозиции музея (виртуального музея) и др. [10]
В-четвертых, особый интерес у детей вызывают народные праздники и посиделки с чаепитием. Привлекательность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство.
В каждой из этих форм возможна интерактивная составляющая, что позволяет рассматривать музей не только как институт социальной памяти – «хранилище истории», коллекции предметов, но и как динамичное, интегративное пространство, участвующее в реализации важной задачи – социализации детей.