На этом этапе расскажите о стрессе и депрессии, их симптомах и последствиях. Подведите участников к мысли о том, что необходимо учиться противостоять стрессам и снимать нервное напряжение.
Комплекс упражнений для снятия умственного напряжения
Цель: научить педагогов способам снятия умственного напряжения.
1) Ходьба на месте или по комнате, высоко поднимая колени — 1 мин.
2) Исходное положение (далее — и. п.) — стоя или сидя, руки в стороны — вдох. Руки опустить вниз — выдох. Повторить 3–4 раза.
3) И. п. — сидя. Поочередно сгибать и разгибать стопы и кисти. Повторить 10–12 раз.
4) И. п. — стоя, руки вдоль туловища. Круговые движения руками в плечевых суставах. Повторить 8–10 раз в каждую сторону.
5) И. п. — то же. Присесть, руки вперед — выдох. Вернуться в и. п. — вдох. Повторить 3–4 раза.
6) И. п. — то же. Махи правой ногой и руками вперед-назад. Повторить 10–12 раз. То же с левой ногой.
7) И. п. — то же. На счет 1–8 — попеременно сгибать и разгибать руки в локтях. На счет 9–10 — руки вниз. Дыхание произвольное. Повторить 2–3 раза.
|
|
8) И. п. — то же. Руки поднять вверх — вдох, вернуться в и. п., расслабиться — выдох. Повторить 3–4 раза.
Игра-тренинг «Волшебная шкатулка»
Инструкция педагогам: На одной половине листочка запишите в столбик отрицательные черты характера, от которых вы хотели бы избавиться. На другой — положительные черты, которые хотели бы развить. Это ваша «волшебная шкатулка». Погладьте себя по голове. Всегда есть то, за что себя можно похвалить. Оторвите и выбросите из «волшебной шкатулки» плохие черты, чувства, негативные эмоции, от которых вы очень хотите избавиться.
Упражнение «Мечта»
Предложите педагогам в течение нескольких минут подумать о том, каким каждый из них видит свое будущее, и изобразить его на бумаге. Попросите каждого участника определить, какие три конкретных или вещи, или действия, или человека могут помочь, а какие три — помешать осуществить мечту, и что нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание. Это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Тем, кому трудно рассказать о своей мечте или нарисовать ее, можно предложить сыграть сценку. Пусть участники пофантазируют, каким образом можно изобразить свою мечту.
Упражнение «Сосуд самоценности»
Инструкция педагогам: Представьте мысленно на экране сосуд. Он наполнен вашей любовью и уважением к себе. Зафиксируйте, сколько именно жидкости вы видите. То есть, если бы вы могли определить процентное содержание от объема, то сколько бы это было? Запомните цвет жидкости и телесную реакцию. Вам нравится или не нравится то, что вы увидели?
|
|
Если вы увидели высокий уровень жидкости — 80–100%, это говорит о том, что неприятность не сможет вас огорчить надолго. Вам нравятся окружающие вас люди, вы полны внутренних ресурсов и адекватны в поведении.
Сосуд заполнен на 50% — вы можете обидеться по пустякам, накричать на кого-то, уйти от решения насущных проблем.
Если наполняемость сосуда не превышает 20–30%, то можно говорить о том, что у вас сил на жизнь не хватает.
Нулевой уровень самоценности говорит о крайней форме опустошения. Если вы обнаружили у себя такой уровень, то это состояние нужно пережить. Придет новый день, и он принесет изменения. Таким образом, «сосуд самоценности» помогает диагностировать свои актуальные состояния. Уровень ниже 50% — сигнал для начала работы над собой. Когда вы находитесь в том или ином эмоциональном состоянии, определите уровень самоценности и, если он падает, принимите меры (табл. 3).
Таблица 3
Связь эмоциональных состояний с уровнем самоценности
Процент самоценности | Эмоциональное состояние |
100% | Энтузиазм, веселье |
70% | Интерес, спокойствие |
50% | Дискомфорт, скука |
40% | Гнев (раздражение, скрытая враждебность, ярость) |
30% | Страх (тревога, беспокойство, ужас) |
20% | Душевная боль; крушение надежд, разочарование, чувство вины; несоответствие, перегрузка или подавленность; одиночество |
0% | Апатия |
Психологическая зарядка
Предложите педагогам комплекс психологической зарядки, который поможет им повысить энергетический потенциал, будет полезным для релаксации и концентрации. Зарядку необходимо проводить ежедневно по 15–20 мин.
Каждое упражнение повторять от 3 до 5 раз.
1) Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».
2) Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем».
З) Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить:
«Каждый день чудесен».
4) Принять позу цапли: руки в стороны, подняв правую ногу, согнутую в колене, повторить:
«Я — королева» (то же с левой ногой).
5) Ноги на ширине плеч. Делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».
6) Лопатки свести. Приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».
7) Массируя мочки ушей, зажмуривать попеременно левый и правый глаз и повторять: «Будущее прекрасно».
8) Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима». То же самое повторить левой рукой, поглаживая локоть правой руки.
9) Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».
10) Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».
Упражнение «Рецепт счастья»
Инструкция педагогам: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт. Укажите основные компоненты счастья (качества, поступки, навыки и т. п.).
Упражнение можно выполнять в подгруппах. По окончании работы участники зачитывают рецепты, обсуждают в общем круге.
После обсуждения предложите им еще один рецепт:
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».
Релаксация
Предложите участникам удобно расположиться, расслабиться, закрыть глаза. Под музыку медленно проговорите текст.
Я — это Я
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.
|
|
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой.
Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
Я дружу с собой и люблю себя. Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не все и не вполне меня устраивает. Но Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — счастлив!
Скачать текст в pdf