Диалектический анализ и определение понятия

Абстракция есть средство выделения признаков понятия, анализа понятия. Анализ отделяет главное от неглавного в понятии. Диалектической абстракцией осуществляется диалектический анализ. В силу диалектичности это не только анализ, поскольку в нем осуществляется снятие-сохранение. Диалектический анализ есть синтез, осуществленный путем анализа. В анализе осуществляется синтез. Об единстве анализа и синтеза будет речь ниже (в теории доказательства), а здесь мы ограничимся рассмотрением только следующего.

Ввиду того, что анализ есть отвлечение-полагание признаков, а диалектический анализ представляет собой снятие и сохранение признака, возможно полагание понятия, именно, такого, которое конкретно, т.е. общность которого имеет содержательный характер. Следовательно, анализ, осуществленный посредством диалектической абстракции, есть путь определения, полагания понятия; это способ определения понятия, соответствующий природе этого определения. Например, полагание понятия производства осуществляется определением его взаимоисключающих и взаимоутверждающих моментов, утверждением их единства, мысль о котором и есть понятие производства. Так же полагаются понятия товара, числам суждения; умозаключение, как диалектическое единство частного и общего, получается именно путем определения его моментов. Так же полагается каждая категория.

Полагание понятия чего-либо есть именно полагание существенных признаков как моментов. Поэтому здесь единственный путь — это путь анализа; но, как было сказано, это не только анализ, иначе мы имели бы дело не с полаганием понятия, а с разложением его на признаки, что дало бы несколько других понятий, а не то, полаганию которого должен служить этот анализ. Анализ, полагающий понятие, есть анализ, служащий синтезу; диалектическим анализом полагается синтез, определенное единство, которое и есть понятие. Понятие, как было сказано, не сумма признаков, а единство, одна неделимая мысль, которая содержит признаки, моменты в снятом виде. Определение понятия есть полагание этого единства.

Здесь мы должны провести следующее различие: 1) единство признаков, как предмет (например, производство), 2) понятие, отражающее это единство, как единая мысль, одно — неделимое — понятие, 3)способ, которым полагается понятие, как синтетическое единство. Это способ диалектического анализа.

Именно диалектическим анализом или единством анализа-синтеза возможно полагание такого единства (неабстрактного общего), которое представляет собой содержательную общность и которое в подчиненном виде содержит определенные «признаки», точнее, моменты, что и составляет содержание понятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: