В ходе дискуссии можно обсудить следующее. Современную молодежь, к сожалению, характеризует и стремление к употреблению спиртного: к шестнадцати годам большинство молодых людей (около 64,8 процента) приобщается к употреблению алкоголя, до 21 процента восемнадцати-тридцатилетних употребляют его два-три раза в неделю. Прослеживается активная наркотизация элитной части молодежи России – студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов: наркоманов среди них по некоторым учебным заведениям до 30 процентов.
Если молодежь вообще характеризует интерес к силовым видам спорта (бодибилдинг, различные виды борьбы), которые, с одной стороны, имеют коммерческую ценность, а с другой – связаны с культом физической силы, то в студенческой среде интерес к спорту вообще очень низок, и около 70 процентов опрошенных нами предпочитают спорту общение с друзьями, «тусовки». Среди важных ценностей современные студенты выделяют, прежде всего, «полезные связи», далее «компьютер», «секс».
|
|
Так же хотелось бы такую проблему как «утечка мозгов». Как показывают исследования, около 45 процентов студентов хотели бы покинуть Россию после окончания вуза: 33 процента – в поисках лучшей жизни, 31 процент – из-за значительных возможностей в самореализации, представляемых за границей специалистам, и только 18 процентов не смогли четко сформулировать «почему?». Почти все желающие выехать учатся на «4» и «5», три четверти из них – юноши. Среди аргументаций «за выезд» – «возможность сделать карьеру», «желание получить высокий уровень медицинского обслуживания», «достичь высокого уровня жизни». Из тех, кто сомневается в том, надо ли уезжать из России, 5 процентов «не уверены в своих знаниях», 26 процентов – «патриотичны» и около 30 процентов – «привязаны к своим близким, друзьям». Только 24 процента хотели бы на чужбине «накопить денег и вернуться».
Для борьбы с этими проблемами нужно увеличивать статус воспитания в системе образования. Для этого нужно развивать специальные подразделения и структуры, отвечающие за процесс воспитания. По части этого во многих вузах страны есть проректоры по воспитательной работе, созданы центры гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного образования. Но, к сожалению, есть вузы, где этому вопросу уделяется незначительное внимание, более того, в последний год участились случаи сокращения ставок проректора по воспитательной работе, явно выражена «образовательная тенденция»: наше дело – дать хорошее образование! В таком двойственном соотношении «буду заниматься воспитанием – не буду заниматься воспитанием» перечисленные выше проблемы решатся не скоро.