Говоря о законодательной власти, необходимо, прежде всего, рассмотреть, что такое власть вообще.
Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Следовательно, власть – явление социальное.
Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.
В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.
В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде социальных норм. Они – обязательное условие и средство функционирования власти.
В-пятых, власть – это интеллектуально-волевой процесс, т. е проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
|
|
Законодательная власть – ветвь власти государства, занимающейся разработкой и принятием законодательных актов, которые регулируют общественные отношения, контролирует и распределяет бюджет государства.
Носителями законодательной власти обычно являются общегосударственные и региональные представительные органы – парламенты, изредка – также представительные органы местного самоуправления, преимущественно городского. Во многих странах законодательную власть могут осуществлять избиратели посредством народного голосования – референдума.
Законодательная власть парламентов может быть неограниченной, относительно ограниченной и абсолютно ограниченной. Неограниченная законодательная власть принадлежит парламентам обычно в унитарных государствах, где законодательная власть осуществляется исключительно центральным парламентом. Относительно ограниченная законодательная власть принадлежит парламентам в федерациях и так называемых регионализованных государствах (например, в Италии), а также в государствах, передавших часть своих суверенных прав наднациональным формированиям (например, Европейскому союзу). Абсолютно ограниченная законодательная власть имеет место в странах, где конституцией жёстко ограничена сфера законодательной власти (например, во Франции и ряде стран, воспринявших её конституционную систему), – отношения, не перечисленные в Основном законе, считаются не вошедшими в законодательную власть; они входят в сферу регламентарной власти, осуществляемой исполнительной ветвью. При этом установлена презумпция компетенции исполнительной власти.
|
|
В России законодательная власть представляется двухпалатным Федеральным собранием, в которые входят Государственная Дума и Совет Федерации.
Палаты Федерального собрания
Государственная Дума (нижняя палата)
Формирование: Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.
Совет Федерации (верхняя палата)
Формирование: В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ). Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством.
Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
1. Для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
2. Для заслушивания посланий Конституционного суда Российской Федерации;
3. Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Также Конституция предусматривает совместное собрание членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы для приведения к присяге президента РФ.
Источники
1. Морозова Л.А. Теория государства и права. – Режим доступа: http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Teoriya-gosu..
2. Артамонов А.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации (теоретические аспекты). Монография. - Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2014. – Режим доступа: https://rostov.rpa-mu.ru/Media/rostov/Obuchauschimsia..
3. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в РФ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zakonodate..
4. Страшун Б.А. Законодательная власть.- Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zakonodatielnaia_vlast
5. Федеральное собрание.- Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Федеральное_собрание