Технологическая карта

Педагогический институт

Кафедра "Педагогика и психология дошкольного и начального образования"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ:

«Плетение объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки»

 

Составила:

Студентка гр. ЗНОу-117

Чернякова В.В.

Проверила:

Зотова И. А.

Оценка_________

Подпись_________

Владимир 2020

Класс: 4

 

Тема урока: Плетение объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки

 

Место урока в образовательном процессе: урок по теме «Плетение объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки» проводится для учащихся 4 класса, обучающихся по УМК «Гармония», автор учебника Конышева Н.М. Данный урок технологии включен в раздел учебника «Из глубины веков – до наших дней».

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: презентация к уроку, технологическая карта, образец

 

Цель: выполнение объёмного плетёного изделия для декоративных целей.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1. Рассматривать и обсуждать образцы изделий;

2. Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий;

3. Обсуждать возможные технологические подходы изготовления объёмного плетёного изделия;

4. Выполнять разметку деталей при помощи чертежных инструментов.

5. Изготавливать объёмное плетёное изделие изделие с опорой на технологическую документацию, образец, инструкции учителя.

 Метапредметные:

1. Содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

2. Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

3. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и полученным результатом;

Личностные:

1. Создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей);

2. Формировать эмоционально положительное отношение к целенаправленной продуктивной деятельности.

 

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Орг. Момент     2. Проверка готовности к уроку -Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз, Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок. -Дорогие мои друзья, начался урок технологии   - Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. (Слайд 2) - На уроке нам понадобятся традиционные материалы: цветная бумага, линейка, ножницы, клей, карандаш, ваше внимание и старание. Но, несмотря на то, что у нас такие обычные материалы, мы будем выполнять очень необычную работу.   позитивное отношение к предстоящей деятельности;   включение в учебную деятельность;   умение организовать себя на уроке, при подготовке своего рабочего места;
3. Целепо-лагание Прочитайте пословицу на слайде «Не учась, и лаптя не сплетешь». (Слайд 3) Слышали ли вы когда-нибудь такую пословицу? Какая есть похожая пословица? - Как вы думаете, ребята, почему я сегодня начала наш урок технологии именно с этой пословицы? Верно, мы сегодня будем говорить об истории возникновения плетения и даже сами попытаемся склеить сегодня небольшое изделие.   -Без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д. - будем говорить о плетении овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий; умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;
4. Изучение нового материала  Плетение – это древнее ремесло, которое пришло к нам из глубины веков. Оно возникло намного раньше ткачества и вязания.   В недалеком прошлом плетенку, корзинку или лукошко мог сделать практически каждый крестьянин или мастеровой. Материал для них почти ничего не стоил, так что произведениями искусства такие вещи не считались, а были простыми предметами быта.   Какие же материалы использовались в этом ремесле и как они добывались? Рассмотрите плетеные изделия на слайде. (Слайд 4) Первая корзина сделана из лозы. Лукошко из щепы, а туесок весь из бересты, украшен он плетением из берестяных полос.   Давайте поподробнее узнаем об этих материалах. 1 ряд будет читать о таком материале, как лоза в учебнике на стр. 33 2 ряд прочитает и расскажет нам потом о щепе на стр. 34. 3 ряд -  прочитает о бересте на стр. 35-36   Что такое лоза?  (Слайд 5) Чаще всего, прутья какого растения использовали на Руси? Как эти прутья готовили к работе? Как выглядят изделия из лозы?   Что такое щепа? (Слайд 6) Что можно изготовить из этого материала?       Что такое береста?  (Слайд 7) В качестве чего на Руси еще использовали бересту? Какие изделия выполняли из бересты? В чем было их достоинство?     Скажите, пожалуйста, что же такое плетение? Да, ребята, верно.  (Слайд 8) Плетение - это способ ручного изготовления разнообразных предметов из разных материалов (нитей, веток, прутьев, волокон коры, корней и т. п.), при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху, то снизу другой.   -Посмотрите на материалы, которые лежат у вас на рабочих столах. Как вы думаете, из бумаги можно выполнить плетёное изделие? - Какое? Сегодня на уроке мы выполним плетеную коробочку.   Лоза – это гибкие прутья, которые срезали с деревьев и кустарников. Ивы Прутья срезали летом, обдирали с них кору. Осенью и зимой прутья проваривали в котлах, от этого прутья становились гибкими и податливыми и не ломались в работе.     Щепа - тончайшие полоски древесины, которые можно получить, если расколоть деревянное полено вдоль. Из щепы плетут корзины и создают разные декоративные изделия.   Береста – кора обычной березы. На Руси бересту использовали как бумагу. Емкости для хранения муки, соли, крупы. Посуда была легкой и прочной. В ней никогда не заводились жуки и червяки, продукты в таких изделиях не плесневели.   Плетение – это способ изготовления предметов из разных материалов, при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху, то снизу других.   Да, можно Бумажную коробочку     готовность слушать и вести диалог;    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;   использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий;   овладение начальными сведениями о плетении, материалах для плетения;   активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;   извлечение необходимой информации из текст;
5. Анализ готового образца Давайте посмотрим на образец изделия – плетеную коробочку. Какой материал нам понадобится для создания такой коробочки? Какая фигура лежит в основе изготовления? Какие инструменты нам понадобятся для работы? Перед вами лежит технологическая карта. Прочитайте ее внимательно. (Имя ребенка), прочитай классу технологическую карту. Ребята, все ли этапы выполнения работы вам понятны? Конечно, по желанию и если у вас останется время, вы сможете украсить свою коробочку.     Цветная бумага   Полоски Ножницы, линейка   Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения  
6.  Техника безопасности Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности. Сегодня предстоит работа с ножницами и клеем. Перечислите правила безопасности при работе с ними. При работе с клеем и ножницами 1. Не держать ножницы острыми концами вверх 2. Передавать кольцами вперед 3. Резать только сидя. 4.При работе с клеем пользоваться кисточкой. 5. Клея намазывать столько сколько нужно. готовность слушать и вести диалог;    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;  
7.Выполнение практической работы. Теперь вы можете приступить к выполнению работы. Если во время выполнения работы у вас возникли вопросы – обращайтесь. Целевые обходы учителя: 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы. 3. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. 4. Оказание инструктивной помощи учащимся, испытывающим затруднения. 5. Контроль объема и качества выполнения работы.   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   умение сохранять учебную задачу;   преобразовывать информацию в изделия, художественные образы;   осуществлять самоконтроль;
8.  Подведение итогов. Рефлексия. - Мы закончили сложную, но очень интересную работу. - Вы ожидали такой результат? - Сможете ли повторить эту работу самостоятельно? - Довольны ли вы своей работой? - Для чего можно использовать корзинку плетёную из бумаги?   Уберите за собой свое рабочее место, можете помочь соседу по парте.   умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   осознание личностного смысла учения;   закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
Критерии оценки Грамотное выполнение технологических операций (резать, складывать, сгибать).   Подбор цветовых сочетаний в изделии.   Завершенность определённых технологических этапов учебного задания, аккуратность.      

 

 



Технологическая карта

 

1. На плотной бумаге начерти 4 прямоугольника размером 20х180мм – это будут полоски для основы коробочки.    

2. Вырежи получившиеся детали.

3. Приступай к плетению донышка по схеме 1.

 

            
           Схема 1                                                              Схема 2

 

4. Полоски подклей друг к другу.

5. Начерти на плотной бумаге 4 прямоугольника размером 20х180мм – это будут полоски для переплетения стенок коробочки.

6. Вырежи их.

7. Выполни плетение стенок по схеме 2. Начинай плести снизу.

8. Продолжайте плести до нужной высоты. Кончик полосы подклейте.

9. Торчащие концы необходимо подогнуть внутрь корзинки и зафиксировать клеем

10. Изделие готово. Можешь украсить ее на свой вкус.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: