Масштабные инфраструктурные проекты, такие как Шелковый путь, улучшают проницаемость пространства и транспортную доступность всех стран и регионов, по территории которых они проходят. Улучшение транспортной проницаемости регионов Евразии, происходящее вследствие создания новых транспортных коридоров, дает государствам, расположенным на всем пути инфраструктурного транспортного проекта, дополнительный экономический стимул развития.
В результате строительства трансевразийских транспортных магистралей иностранные компании получат возможность участвовать в формировании цепочек добавленной стоимости товаров и услуг, производимых в регионах и странах, расположенных на всем пути инфраструктурных транспортных проектов.
Трансевразийские коридоры открывают внутренние рынки стран-транзитеров, расположенных на пути коридоров, для любых иностранных инвесторов и предпринимателей. Участие иностранных компаний в формировании цепочек добавленной стоимости товаров и услуг в странах-транзитерах транспортных коридоров, ведет к заметному расширению предложения и ассортимента товаров и услуг на рынках стран-транзитеров, способствует увеличению конкуренции на рынке. Присутствие иностранных компаний на рынках стран-транзитеров транспортных коридоров, неминуемо ведет к снижению уровня цен, банкротству национальных предприятий и структурной перестройке экономики стран-транзитеров.
Слайд 22.
Двойственная позиция стран-транзитеров в вопросе развития евразийских транспортных коридоров
Чтобы избежать негативных эффектов от участия в трансевразийских транспортных коридорах, в Правительстве каждой страны-транзитера стараются выработать сбалансированный курс в вопросе развития трансевразийских экономических контактов, стараются учесть специфику и условия реализации трансевразийских проектов, которые пролегают по разным территориям и создают различные условия для национальных производителей стран Евразии.
В связи с этим страны-транзитеры занимают двойственную позицию в вопросе развития евразийских транспортных проектов:
- с одной стороны рассчитывают на интенсификацию торговли и поддерживают инфраструктурную часть проекта,
- с другой стороны, выступают за сохранение национальных протекционных мер.
Слайд 23.
Негативные эффекты от евразийских транспортных коридоров
Однако какие бы протекционистские меры не действовали в странах-транзитерах – экономический эффект от трансевразийских коридоров все равно будет смешанным:
- вырастет реэскспорт и серый импорт,
- товары и услуги крупных экспортоориентированных держав будут захватывать традиционные зарубежные рынки национальных производителей.
Таким образом, любой крупный транспортный инфраструктурный проект в Евразии выгоден, в первую очередь, крупным державам, с большой экспортоориентированной экономикой.
Слайд 24, 25
Антироссийские санкции и негативный опыт сотрудничество с финскими компаниями
1. Санкции
2. Прекращение работы верфи «Арктех Хельсинки Шипъярд».
3. Наиболее крупной российской прямой инвестицией в Финляндии было приобретение в 1994 г. «Газпромом» 25% акционерного капитала в газовом монополисте — концерне «Газум». В 2009 году Gasum направил российской стороне требование о пересмотре цены по контракту. В результате переговоров сторонами контракта было согласовано снижение годовых контрактных количеств на 500 млн. куб. м в год, однако с учетом снижения годового контрактного количества Gasum не смог и в 2011 году выполнить обязательства по отбору минимальных годовых количеств. В результате была достигнута договоренность о дополнительном снижении годового объема по контракту в 2012–2014 гг. на 1 млрд. куб. м до 4,5 млрд. куб. м с переносом объемов на 2027 год.
В январе 2016 года российский нефтегазовый концерн «Газпром» продал свою долю в Gasum (25%) финскому государству в связи с требованием «Третьего энергетического пакета ЕС» о разделении продавцов энергоресурсов и владельцев передающих сетей.
Слайд 26.