Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (ХI - первая треть ХIIв.)

Именно Ярослав Мудрый свел все законы, регулирующие социальные отношения на Руси, в единый сборник – Русскую правду В 1072 году сыновья Ярослава ее дополнят и отредактируют.

При Ярославе Мудром появилась «Повесть временных лет. На Руси наблюдался высокий уровень грамотности. Ярослав Мудрый развернул в Киеве крупномасштабное каменное строительство и приглашал в город ученых мужей и деятелей искусства.

В 1051 году Ярослав Мудрый собрал всех епископов Руси и сам объявил митрополитом Илариона, не спрашивая об этом византийского патриарха.

В 1054 году Ярослав умер, разделив Русь между своих сыновей.

Во власти сложилась «лествичная» система, когда старший по линии родства наследник Великого князя получал Киев и наследовал великокняжеский титул. Очень скоро между сыновьями вспыхнула междоусобная война, в которой погибло много князей. С предложением завершить войну выступил Владимир Мономах. В 1097 году русские князья собрались в городе Любеч где был сформирован принцип «Каждый да держит отчину свою», согласно которому князья должны были заниматься развитием своих уделов и отказаться от претензий на киевское правление.

Вторая половина 12 века протекала в постоянных войнах между князьями и борьбе за усиление своих княжеств, где особых успехов добились Новгород и Владимир.

В 11-12 веках ввиду возникшей лествичной системы превратилась из передового европейского государства в огромную раздробленную на десятки княжеств территорию, совершенно не готовую к отражению масштабного вторжения и не имевшего единого политического центра.

Русь укрепляла свои внешние связи. Наряду с традиционными действиями все чаще использовались возможности переговоров. Принятие христианства позволило укреплять связи с другими государствами за счет международных браков. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля. Дочери Ярослава были замужем: Анастасия — за королем Венгрии Андреем, Елизавета — за королем Норвегии Харальдом, Анна — за королем Франции Генрихом. Всеволод Ярославович был женат на дочери императора Византии. Женой Мстислава Владимировича была дочь короля Швеции Христина. Распространенными были также браки русских князей с дочерьми ближайших соседей — половецких ханов.

Революция 1905-1907 гг.: поиск путей общественного развития.

Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест— все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим возникновение революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 —1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг.

Задачи революции — свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; достижение равноправия народов России.

В революции участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны соседей-христиан, относящихся к язычникам как к нелюдям. В 988 г. Владимир принял христианство в православном его варианте. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеский власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, становится, теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: